Алиса в стране чудес - «Страсти прокатные»«Алиса в Стране чудес» режиссера Тима Бертона вышла на наши экраны еще в начале марта и сразу же начала поднимать шум на рынке международного кинопроката. Своим появлением лента разыграла совсем нешуточный скандал, который прогремел по всей территории Европы. В различных изданиях на протяжении двух недель появлялись все новые отчеты, подобно фронтовым сводкам, касающиеся переговоров студии Disney и кинотеатров. Что стало причиной все европейского грандиозного скандала, в самом сердце которого был тихоня Бертон? Урежьте прокат, маэстро! С этого и началась склока. Вроде вполне логичным поступком можно считать то, что студия Disney приняла решение сократить сроки кинопроката ленты «Алиса в Стране чудес» до 12 недель вместо запланированных ранее 17 недель. Такое решение объясняется тем, что любой новый блокбастер собирает большую часть средств лишь в первые несколько недель проката. В ходе проведения в Лондоне брифинга в студии Disney было определено, что первые недели кинопроката – это уже 97 % всего бокс-офиса. А затем наблюдается некий спад, в основном по истечению восьми недель. Потом фильмы идут уже не так, добирая при этом самые ничтожные суммы. Кстати, это не касается долгоиграющего «Аватара», кассовый феномен которого еще не был проанализирован. Эта нашумевшая кинолента является, скорее всего, исключением. Зачем же в таком случае заставлять «домашних» зрителей ожидать официального видеорелиза аж целых два месяца? Газета The Times подытожила, что рынок DVD снизился в своих объемах в прошлом году на 20 процентов. Что стало основной причиной этого? Нет, отнюдь не кризис, а электронное скачивание контента нелегальным способом. Что касается доходов британских кинотеатров, то они возросли на 11%. И это стало возможным благодаря во многом 3D-релизам. А производители имеют от этого только свой процент. Как пишет издание, студии имеют иногда даже больше средств, вырученных от продажи DVD, чем от победных цифр бокс-офиса. Ведь 60% от каждого проданного билета забирают кинотеатры. Именно это послужило толчком к тому, что студия Disney приняла решение сократить срок проката такого главного хита года, как «Алиса в стране чудес». Шутка ли 250 миллионов бюджета? А уже в мае они хотят выпустить в продажу диски. Это решение подогревается реальными показателями, которые были в прошлом году. Например, мультик "Вверх" был очень прибыльным и заработал от проката в кинотеатрах больше, чем 293 миллионов долларов. От продажи DVD было получено еще более 152 миллионов долларов. И эти цифры касаются только американского рынка. Примерно на этой же позиции стоит комедия «Мальчишник в Вегасе», собравшая около 277 миллионов в кинотеатрах и больше 140 миллионов долларов от продажи дисков. Для «Бесславных ублюдков» Тарантино эти показатели становят 120 и 52 миллиона соответственно. Прокатные сети имеют на эту проблему свое мнение. Так, некоторыми европейскими сетями проката была в штыки воспринята идея по сокращению сроков показа картины. Почему? Их задачей является обеспечение возможности заработать на показе не только центровым залам, но и отдаленным. Они считают, что лента должна выходить на их экраны до тех пор, пока ее посещают хоть какие-нибудь зрители. Потому что, идя на просмотр картины, они покупают попкорн, напитки и другие товары, которые приносят сетям определенный доход. В ответ на такое решение боссов Disney многие владельцы кинотеатров отказались от проката этой анимационной ленты. Так, в Голландии число кинотеатров, которые объявили бойкот, составляет около больше 80 %. Грозятся отказаться от проката «Алисы в стране чудес» и кинотеатры, расположенные в Бельгии и Италии. Но, что самое главное, лишились здравого смысла также владельцы английских кинотеатров, которые, кстати, стоят на третьей позиции на кинорынке по сборам, уступая место лишь США и Японии. Тем более что данная лента является здесь самой ожидаемой в этом году. Премьера блокбастера в лондонском «Одеоне» на Лестер-сквер, которую посетил даже принц Чарльз, должна была собрать не меньше, чем 40 миллионов фунтов стерлингов, что составляет около 60 миллионов долларов. И именно эта крупнейшая сеть, в расположении которой находится 107 кинотеатров, продолжала до последнего момента отстаивать свои позиции с требованиями 17 недель кинопроката. В результате переговоров студии Disney удалось привлечь на свою сторону владельцев Cineworld, а также Vue, имеющих в своем расположении 77 и 69 кинотеатров соответственно, что составляет близко 50% всех экранов Великобритании. Но в последний момент упорные переговоры подействовали и на «Одеон», которые согласились на некоторый компромисс, выбивши себе одну лишнюю неделю проката. Постановка известного Тима Бертона «Алиса в Стране чудес» является популярной классикой, выпускаемой в 3D формате вперемешку с анимацией, где задействованы востребованные актеры. В подобные проекты студии вкладывают кучу средств. При этом у них нет точных гарантий, что картина окупится. И самой рискованной частью бизнеса в данной области является именно прокат. Таким образом, лучше сократить его период, сделав при этом показы более интенсивными. Кстати, владельцы кинотеатров узнали недавно еще одну тревожную для себя новость. Так, еще одна студия Голливуда Warner тоже намерена сократить прокат некоторых фильмов. В частности это касается «Ночных стражей» режиссера Зака Снайдера, которые увидят свет в сентябре. В результате в качестве подарка к Рождеству многие поклонники картины смогут купить себе этот диск. Но при этом обе студии заявили, что такой ход будет применяться только к некоторым проектам, в частности к релизам ранней осени, а также конца зимы. Хотя бойкот является серьезным делом, пиару скандал не помешает никогда. В Британии ждущие с трепетом выхода по мотивам Льюиса Кэрролла фантазии народные массы создали в социальных сетях группы, выражающие протест против произвольных действий кинотеатров. «Все страньше и страньше», - сказала бы сама Алиса. Получается, что зрители сами должны заставлять кинотеатры показать ожидаемый ими фильм, заработав, таким образом, ему средства. По мнению Ричарда Занука, продюсера данной картины, ее сюжет очень уж «бертонизирован». Ведь режиссер экранизировал хрестоматийную сказку по творению Кэрролла вовсе не в буквальном смысле. По сравнению с оригиналом получилась куда более мрачная и сюрреалистическая Страна чудес. Тим добавил в экранизацию кое-какие личные моменты. Так, героиня ленты уже не маленькая девочка, а выросшая девушка. Очень милая и хорошая, она получает предложение от человека, за которого замуж выходить не желает. Поэтому она сбегает с великосветской вечеринки и, как полагается по сюжету, видит Белого Кролика, который очень куда-то спешит. Убегая вслед за ним, героиня падает в нору... Страна чудес, в которой очутилась Алиса, почти полностью нарисована с помощью компьютерных технологий. Декораторами было построено лишь три интерьера. А все остальное – это полностью дело рук программистов. Этой страной правит Красная Королева, деспотичная и похожа на демона с непропорционально огромной головой. Ее сыграла Хелена Бонэм-Картер, жена режиссера. Каждый день она претерпевал настоящую пытку накладывания очень сложного грима на протяжении трех часов. А после ее изображение было снято специальной камерой Dаlsa и трансформировалось затем на компьютерном мониторе. Белую Королеву играет Энн Хатауэй, внешность которой избежала серьезных и длительных перевоплощений. Но при этом вместо специальных эффектов актрисе пришлось применить для создания своего образа систему Станиславского. По ее словам она попыталась сотворить нечто общее из Нормы Десмонд, героини картины «Сансет-бульвар» и Греты Гарбо, солистки группы Blondie, ставшей культовой в 70-х годах. Дальше вступает в сюжет кэрролловский зоопарк, перемешанный с кунсткамерой. Это Чеширский Кот и Мартовский Заяц, Синяя Гусеница и Соня-Мышь, Бармаглот и огромнейшие несъедобные грибы, близнецы Тру-ля-ля и Тра-ля-ля, говорящие розы, имеющие лица печальных пожилых женщин. Также Безумный Шляпник, в которого перевоплотился Джонни Депп. Кстати, это уже седьмое совместное сотрудничество актера с Тимом Бертоном. Неестественным образом расширенные глаза Шляпника – это результат его отравления ртутью во время какого-то химического эксперимента с головными уборами. Его прическа и костюм меняется в зависимости от настроения. Джонни Депп работал большую часть всего съемочного периода на фоне так называемого хромакея, то есть зеленого экрана, о котором когда-то сказал, как о наркотическом «трипе». И действительно, такой тип съемок способен менять психику актеров. Что же это за хромакей? Это когда на площадке, где происходят съемки, устанавливаются зеленые силуэты из картона. Иногда их могут заменять зеленые статисты с прикрепленными в самых неожиданных местах глазами. Это делается для того, чтобы актер смог сфокусировать свой взгляд именно в том месте, где нужно. А впоследствии кропотливые компьютерщики на этих местах дорисуют полноценного анимированного героя. Так, к примеру, игравший Валета Криспин Гловер понимал, что на экране останется лишь его лицо. Но все-таки он ходил по этой полностью зеленой площадке на ходулях (его персонаж имел рост 2,5 сантиметров) и облаченный во все зеленое. Кстати, после того, как актер упал с этих ходулей, к нему были приставлены два каскадера, таких же зеленых. Их задача была поймать Гловера в случае повторного падения. Если только представить себе этот зеленый морок, то просто удивляешься тому, что говорит Бертон о предыдущих постановках «Алисы в Стране чудес», которые его никоим образом не устраивали. Он говорит о них, как о серии странных событий. При этом режиссер подмечает, что очень важным для него является то, что он внес больше психологии в данную интерпретацию. Но это его личное мнение. Тим Бертон заслужил себе славу однообразного режиссера у некоторых людей, которые его понимают. Но это далеко не так, потом что он имеет свой собственный и индивидуальный стиль, использование которого придает ему всесильности. И тому есть подтверждение. Это и прекрасный героический блокбастер о Бэтмене или же страшная сказка под названием «Сонна лощина». Если желаете социальной сатиры о нашествии инопланетян, пожалуйста, к вашим услугам «Марс атакует!». Что говорить о кукольной анимации про мертвяков «Труп невесты» или о красочном, поистине грандиозном аттракционе «Чарли и шоколадная фабрика», полюбившимся как детям, так и всем взрослым? Или же «Большая рыба», повествовавшая нам о бренности жизни человека. Если взять любое творение Тима, то в каждом из них можно разглядеть его самого. Того человека, который искренне симпатизирует уродцам и странным монстрам. Ведь, по его мнению, они больше напоминают людей по сравнению с отшлифованными до блеска героями Голливуда. Многие, кстати, не понимают Бертона, а для тех, кто близок ему по духу его фильмы становятся настоящим им событием. Стоит заметить, что некоторые картины, такие как «Труп невесты» и «Суини Тодд» в прокате провалились. Так, первый фильм при вложенном бюджете 40 млн. долларов, собрал по миру 117 миллионов, а мировые сборы второй картины с бюджетом 50 миллионов составили 152 миллиона долларов. И это не считая того, сколько из этих средств досталось производителям. Несмотря ни на что, студии продолжают вкладывать деньги в Тима, эдакого неприрученного режиссера, хотя каждый раз рискуют. Ходят слухи, что великий Спилберг пылает тихой ненавистью по отношению к Бертону, поскольку в нем он видит себя еще в докоммерческую эпоху. Что касается нашей страны, то к большой радости зрителей, она стоит в сторонке от разбушевавшихся по этому поводу баталий. Прокаты России возлагают на «Алису» очень большие надежды. По словам директора департамента ЗАО «Синема Парк» Светланы Ястребовой ранние DVD-релизы беспокоят, несомненно, прокатные сети. При этом они понимают, что связано это с пиратскими скачиваниями в сети, следствием чего являются финансовые потери. Ситуацию в Росси она прокомментировала так: «В нашей стране срок проката очень короткий. У нас мало многозальников и цифровых залов, которые смогли бы показывать 3D. Результатом этого является незначительный отечественный прокат, составляющий от 4,5 до 8 недель, тогда как мировой – 17. Редким исключением стал лишь «Аватар» известного Джеймса Кэмерона, срок показа которого был продлен. Хотя мы и планировали изначально, что фильм имеет высокий коммерческий потенциал, но он все равно превзошел все ожидания. Поэтому можно сказать, что мы вполне вписываемся в предложенные студией Disney 12 недель. Для демонстрации «Алисы в Стране чудес» мы используем лишь цифровые залы с 3D-изображением и очками". |