Интервью посвященное фильму «Сонная лощина»

SB: Ходят слухи, будто образ всадника без головы был вами заимствован из другого проекта, над которым вы работали, но который был «обезглавлен». Насколько эта информация достоверна?

- Достоверна, но лишь отчасти. Я работал над тем проектом около года, а когда его прикрыли, мне пришла в голову мысль изобразить героя без головы, что символизировало мой «обезглавленный» проект. Я вложил в него немало сил и времени, и когда его отменили, для меня это было сродни казни. Так что этот всадник выражал мое отношение к произошедшему.

- Это больше похоже на сказку в готическом стиле, чем на фильм ужасов. Это была ваша очередная интересная задумка?

- Я хотел создать скорее зловещую сказку, наполненную мифами и легендами, окруженную мистическим свечением. В таком жанре всегда есть где развернуться фантазии, потому я его и предпочел. В детстве я любил смотреть фильмы Hammer'a, в свое время они произвели на меня глубокое впечатление.

«Сонная лощина» появилась на свет вследствие фантазий на тему этих кинокартин, которых я, должно быть, пересмотрел в свое время. Мне врезались в память красочные образы, готическая красота и нагнетающая обстановка. Это гораздо интересней многих современных фильмов, которые порой бывают чересчур страшными и эмоционально перенасыщенными, но напрочь лишенными всякой эстетики.

- А что вы скажете о фильмах Mario Bava?

- После того, как меня угораздило посмотреть «Black Sunday», я понял великую силу кино. Для меня эта картина стала неким символом, образцом для подражания. Я миллион раз смотрел этот фильм, и буквально не мог насмотреться. Сейчас периодически в моем подсознании всплывают некоторые моменты, перед глазами проносятся сцены из фильма, словно картины из прошлого. То юношеское восприятие было очень сильным. Почерк Mario Bava узнаешь сразу, по первым же кадрам и это уникально.

- На протяжении нашего разговора вы часто переноситесь в свое прошлое, насыщенное страшилками. Ваше детство ассоциируется у вас с ужасными сценами из жутких фильмов?

- Просто в детстве наше сознание наиболее восприимчиво к таким вещам. Увиденное в раннем возрасте сильней всего откладывается в памяти, так уж устроен человек и я не исключение. У меня это были кадры из фильмов, а у кого-то сцены из мультиков. Когда человек взрослеет, он узнаёт ответы на многие вопросы и на него все трудней произвести впечатление, потому что он на все смотрит через призму своего накопленного опыта. Зачастую этот опыт нам сильно мешает видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. Очень жаль, что многие теряют это мироощущение, это как связующая нить с детством. Детские воспоминания помогают нам сохранить эту связь.

- На вашем счету уже три проекта, в которых вы задействовали Джонни Деппа. Чем вам так нравится этот актер? Вы считает его талантливей других?

- Есть много талантливых актеров, но Джонни – один из тех редких людей, которые умеют менять свой образ до неузнаваемости. Из фильма в фильм его нельзя узнать, настолько он везде разный. В этом смысле он как киноактер просто бесценный экземпляр. Мне не нравится, когда актеры играют в фильмах самих себя, то есть, они везде одинаковые, это весьма скучно.

Помимо этого у меня с Джонни очень теплые отношения, я могу с ним обсудить нашу работу, мы вместе строим планы относительно нашего дальнейшего сотрудничества. Мы находим вдохновение, порой, в самых неожиданных образах. Вот например, в ходе съемок фильма «Эдвард Руки-ножницы» нас вдохновляла собака, а во время «Ed Wood» нашей музой стал чревовещатель, подражающий Рональду Рейгану. Мы и сами не можем это объяснить и удивляемся не меньше вашего.

- Юмор в «Сонной лощине» был вашей изначальной придумкой или все эти идеи приходили к вам по ходу пьесы?

- Изначально мы планировали снять вполне серьезный фильм, но когда увидели актеров, переодетых в самые невообразимые костюмы, не смогли удержаться от смеха. Тогда нам стало ясно, что никакого серьезного фильма не получится, просто нереально создавать серьезные вещи в такой несерьезной обстановке, сами понимаете. Да и сам образ героя Джонни Деппа получился довольно юморной. Он всегда обо всем судит так, как будто знает все на свете, но на самом деле он не знает ничего. Он изображает из себя храбреца, но при этом таковым не является. В общем, на него без улыбки невозможно смотреть.

- В этом фильме использовано совсем незначительное количество эффектов, зато декорации представлены в изобилии. Это необычное решение для современного кино, вам не кажется?

- Нам не хотелось использовать компьютерную графику, поэтому мы были вынуждены прибегать к декорациям, дабы создать нужную нам обстановку. Работа с лошадьми оказалось самой сложной – они наотрез отказывались сниматься, представляете! На какие только ухищрения мы не шли ради получения нужного кадра. Оказывается, они животные весьма упрямые, и мы порядочно потрепали друг другу нервы.

- Почему вы эту роль отдали Кристине Риччи?

- Она как будто сошла с экрана немого кино, а мне именно это и нужно было. В ней чувствуется порода, особый стиль. У нее необычный взгляд. Когда она на вас смотрит, вы ни за что не поймете, какие чувства она к вам испытывает – симпатию или антипатию. Эта двусмысленность и привлекла мое внимание. В ней есть что-то загадочное. Она идеально вписалась в образ.

- У вас есть фобии? Расскажите о своих страхах.

- Слава богу, фобий у меня нет. Но я могу сказать, кого я боюсь больше всего на свете: исполнительных продюсеров! Порой, когда проходят съемки очередного фильма, что-то идет не так, как было изначально запланировано. Ситуация выходит из-под контроля и тебе надо все это разруливать. Ты никогда не знаешь, что ждет тебя в результате, потому что есть масса вещей, над которыми ты не властен. Ты продолжаешь биться, как рыба об лед, и вдруг все становится на свои места. В конце концов, ты берешь верх над ситуацией.

- В фильме герой произносит следующую фразу: «У подлости много масок, и самая опасная из них та, что выглядит добродетелью». Эти слова принадлежат вам?

- Да. Они относятся и к «белым» пригородам в Южной Калифорнии. Бытует мнение, будто жители таких пригородов отличаются более дружелюбным и миролюбивым характером, но если вас ненадолго поместить туда, вы почувствуете совершенно другое. За внешней благопристойностью зачастую скрывается развратность души. Если ты решишься бросить вызов устоявшийся системе, от тебя тут же отвернутся, и ты станешь изгоем.

- В фильме вы уделили особое внимание очкам Икабода…

- Эти очки символизируют вечный поиск правды и невозможность ее отыскать. Это как ножницы в фильме «Эдвард руки-ножницы – они выражают вечное желание прикоснуться и невозможностью это сделать. Как и Эдвард, несчастный в своих попытках, так и Икабод, который неустанно пытается увидеть правду, но у него ничего не выходит. Для меня имеет огромное значение выражение лица актера, его взгляд. Глаза наиболее важны, именно через них можно передать свои чувства, мысли и желания. Для киноактера это самое важное.

- Какие ваши ближайшие планы?

- Недавно заходил в интернет и случайно прочитал кое-что о себе. Занятно. Пишут, будто бы я занимаюсь какими-то мифическими проектами, о которых я лично ничего не знаю. Интересно, кто-нибудь верит в эти небылицы. Мои ближайшие планы? Пока не решил. Возможно, вернусь опять к рисованию, или найду еще какое-нибудь интересное занятие. А работа от нас никуда не денется (смеется).