Аллюзии на Тима в фильмах «Корэлайн» и «Девятый»

К фильму "Корэлайн" Генри Селика Тим Бертон не имеет ни малейшего отношения, но его незримое присутствие весьма ощутимо в каждом кадре.

В первую очередь это выражается в идее сопоставления ахроматичного серого цвета, в который окрашен мир взрослых и цветного мира ночных кошмаров ребенка.

Мрачный и унылый, серый мир действует угнетающе, без слов передавая зрителям настроение автора. В противовес ему фантастический мир сновидений девочки Корэлайн выглядит ярким и объемным. Родители вроде бы любят дочь, но они настолько заняты своей работой, что это граничит с крайним безразличием. В отличие от Бертона, Селик разрешит проблему одиночества своей героини в благоприятном для нее ключе.

Внешний вид героини тоже заставляет зрителя постоянно вспоминать о Тиме Бертоне. Эта огромная голова, тонкие ножки в полосатых колготах, джемперы, очевидное пристрастие к глубокому синему цвету. И даже в ярко - желтом плащике поклонники таланта Тима Бертона способны разглядеть любимую одежду сынишки режиссера.

Кстати, в российском прокате фильм прошел под названием "Каролина в стране ночных кошмаров". Не правда ли, возникает параллель с Алисой в Стране чудес"?

Кот, в котором пытливый зритель тут же признает абсолютный аналог домашнего животного из "Винсента" или "Кошмара перед Рождеством". Ведьма с железными руками. Все эти аллюзии такие бертоновские, такие узнаваемые.

Даже присутствие самого Тима угадывается в герое по имени Вайби. Темноволосый мальчик с вихрастыми кудрями, в перчатках с прорисованными костями, увлеченный техническими механизмами. Он носит маску с изображением монстра и считает важнейшим делом в своей жизни прятанье кожуры от банана в тумане. Персонаж этот если и не трагический, то какой - то фатально депрессивный. Родителей Вайби зритель так и не увидит, его воспитывает бабушка. Даже имя ребенка Вайборн в переводе означает "зачем родился?". Родители, которые так назвали своего сына, вряд ли питали к нему теплые чувства. Вайби стесняется своего настоящего имени, впрочем и сокращенный вариант, которым мальчик себя называет, звучит не лучше: "зачем быть?".

Аналогии с творчеством Тима Бертона просматриваются и в концовке фильма. Ведь воплощение мирового зла - железную лапу колдуньи, побеждает в итоге герой из народа Вайби. Кстати, зрители усмотрели в его образе много общего с Ричи, героем фантастической комедии Тима Бертона "Марс атакует".

Впрочем, сам режиссер не стал отрицать, когда некоторые критики попытались провести параллели между ним и его героями.

Если вспомнить биографию Тима, то с 13 лет он покинул дом родителей и перебрался к бабушке. А уже к 15 годам Бертон пустился в свободное плавание, переселившись в свою собственную квартиру. Никогда в своих интервью режиссер не раскрывал подробностей, но если вспомнить его "Марс атакует", старушку поместили в дом престарелых. Квартира была продана, а Тим стал обладателем не слишком просторной недвижимости, расположенной над гаражами. Впрочем. это всего лишь предположения, которые Тим Бертон не стал опровергать.

В некоторых интервью он возвращался к ситуации ухода из родительского дома. Бертон заверял, что разлука с родителями его не слишком тронула. "Такой уж у меня трудный характер", - говорил режиссер,- "я очень рано стал самостоятельным и просто шел к своей цели. Я никогда не сомневался, что все делаю правильно. Родители не оплачивали мою учебу, но я нисколько на них не в обиде за это. Все чего я достиг в своей жизни, я достиг собственным трудом. В конечном счете, тот факт, что я был предоставлен сам себе, сыграл мне на руку. Если бы мне не пришлось с ранних лет учится самостоятельности, невозможно точно сказать, кем бы я был сегодня".

Шейн Экер в своем мультипликационном фильме "Девятый" наделил узнаваемыми чертами Тима Бертона одного из своих героев. Шестой, с его хаотичной прической из черных ниток, глазами разного размера напоминает рисунки Тима Бертона, да и основные характерные черты его внешности проглядываются четко. Шестой обожает рисовать, при этом его странные образы, возникающие на бумаге, не понятны никому, кроме него самого. Как истинный художник, Шестой находит красоту даже в окружающем его уродстве. Он подолгу любуется кусочками пепла, долго парящими в воздухе после пожара или красными искрами, падающими на его металлическую руку.

Цифра 6 - полный антипод цифры 9. Девятый - борец и герой, примерный отец и семьянин. Шестой - странный художник, не понятый никем. Но он не боится быть непохожим на остальных и, как ни странно, счастлив в своем одиночестве.

Шестой и Девятый, находясь рядом, являют собой яркую иллюстрацию основного постулата: "Все люди такие разные". Именно Шестой выкрикивает перед смертью Девятому главную подсказку "вернись в начало", благодаря ей герою и удается спасти планету.

Ну и конечно же, даже самый невнимательный зритель замечает, что у всех героев "Девятого" ладони четырехпалые, так же как и у Бертона, в его "Кошмаре перед Рождеством".

На правах рекламы:

• Клапан регулирующие по материалам pasador.ru.