Биография - Ранние годы

Более полувека назад, в семье Билла и Джин Бертон, появился малыш. Своего первенца родители назвали Тимоти Уильям.

Семья проживала в непосредственной близости от аэропорта Бербанка и кладбища Вальгалла. Дом прекрасно сохранился, и до сих пор стоит в районе 2000 на Эвергрин Стрит. Папа будущего режиссера Тима Бертона трудился в парковом управлении Бербанка, кроме этого, доход семье приносил и небольшой магазин сувениров, в котором любители кошек могли найти для себя нечто интересное.

Посмотрев фильм «Эдвард Руки-ножницы», можно узнать каким видел свой город Тимоти Уильям Бертон.

Так уж получилось, но Тим с детства ощущал свою индивидуальность, ему так и не удалось сродниться с городом, в котором появился на свет. Возможно, тому причиной стало то, что непонятно для каких целей, родители оставили его комнату без окна, заложив проем кирпичной кладкой, через которую пробивались редкие лучики солнца.

В школе Тим все такой же одиночка, увлекающийся панк-роком и походами в кино, где с удовольствием погружается в мир не особо качественных фильмов ужасов и фантастики. Как многим из мальчишек, ему хотелось стать актером и управлять резиновым монстром Годзиллой. Кино-работы Рэя Харрихаузена производят на него серьезное впечатление, и он пробует снимать кукольные фильмы самостоятельно - впрочем, большая их часть давно утеряна.

Окончив школу в 1976, Бертон поступил в Калифорнийский институт искусств. По ходу учебного процесса Бертон нередко, вместо того, чтобы писать учебные работы, снимал любительские короткометражки по мотивам заданных материалов. Именно в это время он снял утерянный фильм “Гудини”, анимационную ленту “По следам монстра-сельдерея” и короткометражку “Гибельный доктор”.

Бертон создает такие фильмы, которые основываются на его чувствах. Принимаясь за какой-то очередной проект, он устанавливает психологический контакт с каждым из своих персонажей, вне зависимости от того, странный ли это человек с лезвиями из “Эдварда руки-ножницы”, или герой комиксов, никогда не спящий боре со злом Бэтмен, или же обычный человек – трэш-режиссер из “Эда Вуда”. Как заявляет сам Бертон, эта связь заметна сразу далеко не всегда. Известно, что “Эдвард Руки-ножницы” у многих ассоциируется с рисунком, который Бертон изобразил в свою бытность подростком. Он отражает страдания, перенесенные Бертоном из-за того. Что он не могобщаться даже с домашними, не говоря об окружающих.

На большинстве его фильмов лежит отпечаток детского периода жизни, который был проведен им в пригороде.

Он назывался Бербанк. Один из пригородов Лос-Анджелеса, в котором провел свое детство Бертон, наблюдая за съемочными павильонами “Уорнер бразерс”. В полутьме кинотеатров и прятался Бертон, чувствуя мысли и переживания образов, появлявшихся на экранах. Больше всего ему нравились фильмы про различных монстров, а настоящим кумиром Бертона стал Винсент Прайс, о котором он впоследствии упоминал в короткометражном мультфильме “Винсент”. Ему в свое время была предназначена роль отца-изобретателя в том же “Эдварде Руки-ножницы”.

Несмотря на то, что большинство бертоновских образов и тем не отличаются сложностью – в некоторых фильмах Бертон отдает дань своему юношескому увлечению, например, знаменитому фильму 1931 года “Франкенштейн”, в которых далеко не все располагается на поверхности. Сам режиссер заявил, что образ буквален не всегда, и без чувства он не может существовать.

Персонажи, которых использует Бертон – зачастую аутсайдеры, которых не были поняты обществом, страдающие от некой раздвоенности. Даже свое, и без того весьма специфическое окружение, отталкивает их, и оставляет на обочине. Можно сказать, что их терпят – однако, по большей части они предоставлены сами себе. Можно сказать, что Бертон и сам – настоящее противоречие. Хоть он и один из самых известных режиссеров Голливуда, на показы фильмов которого стекается огромное количество народа а киностудии при звуке его имени дают зеленый свет, но в остальном его творчество сильно отличается от стандартного голливудского. Каждый его фильм может принести огромную прибыль, но все они невероятно далеки от коммерческих стереотипов.

Бертон никогда не подчинялся голливудской системе, хоть и работает там с далеких 80-х, после того, как начал работать мультипликатором у Диснея. Хотя в его распоряжении уже давно огромные суммы денег, он продолжает творить оригинальные. Надолго запоминающиеся, фильмы. На голливудские деньги он может снять и развлекательное кино, но сделано оно будет по-бертоновски. Потому они уникальны. Когда Бертона объявили режиссером новой “Планеты обезьян”, люди разделились на два лагеря – тех, кто был этому факту рад, и тех, кто в необходимости это делать сомневался, причем обоих оказалось приблизительно поровну.

Бертон же прекрасно понимал все грядущие сложности. На “XX век Фокс его творение назвали “пересозданием материала”. Суть в том, что первая версия фильма, которая вышла на экраны в 1968, затрагивала социальный аспект – шла война во Вьетнаме, в США происходили расовые волнения. В итоге фильм напоминал социальный репортаж, и лишь затем – развлечение. Жизнь тогда была иной. Что же до 2000 – “Фокс” был заинтересован только во франшизе, и никак не в социальном аспекте. Фильм бертона был зпущен производство весьма поспешно – чтобы летом его можно было выпустить.

Компромиссов было немало, потому фильм, несмотря на привычный бертоновский стиль, разочаровал даже преданных фанатов режиссера. Рассказывая об этом фильме, режиссер упоминает о тех трудностях, которые возникли – и одной из главных были его отношения с киностудией. Что же до вездесущих бертоновских мотивов – то тут четко видно аутсайдера, кроме того, Бертон пообщался с Чарлтоном Хестоном – протагонистом первого фильма. Позже Бертон скажет о фильме, что никогда к нему и не тяготел, был заинтересован в свое время лишь идеей о создании.

После этого Бертон вернулся в старое русло, снял “Крупную рыбу”, которая по своей стилистике ближе всего к мейнстриму, однако, как ни парадоксально – наиболее личный для него из всех. Сценарий этого фильма написал Джон Огаст, отталкиваясь от романа Дэниела Уоллеса. И он стал для Бертона превосходным материалом – здесь, помимо работы над самой историей, он получил первоклассную возможность реализовать свою склонность к притчам. Еще интереснее, что Бертоном тема фильма была воспринята трепетно – там, где сын пытается примириться с умирающим отцом. Благодаря сценарию он получил возможность выразить собственные эмоции, так как его отец умер в 2000.

Сюжет “Крупной рыбы” строится на отношениях между бывшим коммивояжером Эдвардом Блумом, большим фантазером, отдалившимся от реальности, и его сыном Уиллом, который относится к нему с презрением из-за тяги к небылицам. В финале он понимает, что без них само существование этого человека невозможно и они отражают его натуру. Фильм – это сплав самых разных эмоций, в нем можно увидеть сентиментальное и фантастическое, эмоциональное и волшебное.

Это был один из лучших сценариев, по которым снимал Бертон, потому в результате и получилась яркая, героическая, мифическая Америка, в которой живут великаны и оборотни, гигантские сомы и сиамские близнецы, а романтики – всегда выигрывают.

Критик Питер Треверс отметил, что Бертон в этом фильме показал собственную здоровую зрелость и поразил зрителя будоражащей серьезностью. Сын обрел способность принять отца, а этот фильм обрел преобразующую силу искусства.

После того, как Бертон взялся за работу над экранизацией книги Роальда Даля под названием “Чарли и шоколадная фабрика”, стало ясно, что без вмешательства высших сил здесь явно не обошлось. Два талантливых человека, которые наделены похожим мрачным юмором, и любят поставить все с ног на голову, соединились в работе над одним проектом. Такое уже было – когда Бертон снимал картину “Джеймс и гигантский персик”. Что больше всего интриговало – в этом фильме вновь соединятся Джонни Депп и Бертон.

Как оказалось, не зря – результат получился прекрасный, который стал одной из лучших работ для каждого. Бертон, правда, признается, что их совместная работа вызывает у него дискомфорт – так как ожидания, предъявляемые к ним, слишком велики. Режиссер говорит – “Когда сражаешься, чтобы добиться своего в начале карьеры – есть ощущение свободы. Странное чувство, когда ничего особенного от тебя и не ждут. Если же люди от тебя чего-то уже ждут, их гораздо труднее удивить”.

Однако, им удалось и на сей раз явить миру не имеющее аналогов творение. Депп объясняет в предисловии, а в главе посвященной фильму, и сам Бертон, что создание Вили Вонки – это результат их совместных воспоминаний о телеведущих времен их детства. Результат был поразителен – герой получился настолько странный если не сказать – жутковатый, но даже Роальд Даль не удержался бы от хохота, увидев его.

Хоть творение Бертона – это и перенесенный на экраны мир Роальда Даля, в то же время это отражение стиля Бертона – буйство цветов и фантазии, которые просто потрясают масштабами замысла. От фильма в восторге все – и знакомые с книгой люди, и даже е слышавшие о ней.

“Кошмар перед Рождеством” – еще один кинофильм, который, хоть и не стал супер-хитом, понравился очень многим. Благодаря нему, даже появились новые игрушки, которые пользуются популярностью и до сих пор. Бертон давно думал о проекте, в котором мог бы отдать дань покадровой мультипликации и творениям Рэя Харрихаузена.

Им был создан “Труп невесты” – сказка, которая отличается уникальным тоном и стилем.

В том мире, где компьтерные образы находятся на вершине, Бертон все равно прибегает к своим стародавним средствам, он творит свое искусство исключительно вручную – он полагает, что только оно может передать подлинные эмоции. “Я люблю это потому, - говорит режиссер, - что это нечто невыражаемое словами, таинственное и волшебное. Некоторые образы, созданные на компьютере – получаются лучше, но для меня какой-то эмоциональный отклик дает только то, что сделано вручную. Дело может быть и в простой ностальгии, но я все равно верю, что эти средства выражения лучше”.

“Труп невесты” Бертон создал, находясь под впечатлением некого стихотворения, датированного 19 веком, которое имело восточноевропейский сюжет. В нем рассказывалось о застенчивом и нервном женихе, которого звали Виктор. Его, накануне свадьбы, околдовала невеста-труп. В конечном итоге жених отправляется в царство мертвых. В этом фильме можно многое узнать, приглядевшись к предшествующим творениям Бертона. В сюжете имеются отсылки к “Сонной Лощине” и “Битлджусу”.

Виктор, которого озвучил Депп – стандартный протагонист бертоновского творчества. Перестановка миров – страна живых выглядит мертвее земли мертвых – также знакома.

Если приглядеться, то ясно, что Виктор – повзрослевший мальчик из “Винсента”, то есть внешнее сходство с самим Бертоном налицо. Режиссер говорит – “Ребенок во мне не умер – я на самом деле испытывал подобные чувства, а когда фильм был закончен, признался себе в этом окончательно. Каждый проект пытаешься сделать близким себе”.

На правах рекламы:

Лыжи Tisa - Прогулочные лыжи цена.

деревянные лестницы цены