Хоррор (Фильм ужасов)

Фильм ужасов (в просторечии ужастик - horror film, horror movie), хоррор (horror) — специфический фильмовый жанр. Основное призвание этих фильмов – напугать зрителя, вызвать чувство страха или тревоги, атмосферу ужаса, а также томить его в ожидании чего-то страшного – так называемый эффект «саспенс» (suspence по-английски значит неопределённость). Однако на заре формирования жанра были разногласия по поводу его именования.

Например, актёр Кристофер Ли, который известен в хоррор-кругах, в одном из своих интервью, которое он дал в 1975 году, говорит, что термин horror не верен. Он утверждал, что условность таких фильмов делает их безвредными. Он настаивал, чтобы в употреблении был термин «film du fantastique» (фильм фантазии). Этим термином и сейчас во Франции именуется определённый тип фильмов ужасов.

Характерные черты

Главный элемент фильмов ужасов – это страх. Он воплощается на экране при помощи тех или иных поворотов сюжета, событий, образов и других приёмов. Страх может развиваться как в ходе фантастических событий, так и на фоне психопатологии человека и его анормальных действий. Он может быть вызван проявлением сил стихии, демонстрации насилия, крови, внутренностей. Югославским критиком Бранко Мунтичем было дано хорошее определение.

Он говорил, что фильм ужасов – это киножанр, который на фоне фантастических событий развивает мотив страха как эмоциональную основу поэтического образа. Оно хорошо подходит для определённых типов фильмов ужасов. Поэтический образ в фильме ужасов может и отсутствовать. Жанр фильмов ужасов, как и всякий другой киножанр, не миновало массовое производство фильмов. Поэтический образ в таких фильмах теряется в штампах и шаблонах, которыми изобилует сюжет и события.

В классическом фильме ужасов зрителю представляется картина борьбы добра и зла. Что, впрочем, характерно и для других жанров кинематографа. В фильмах ужасов борьба идёт между палачом и жертвой. В роли палача выступает чудовище или потусторонняя стихия, человек с его отклонениями от нормального поведения и мышления. Но во многих фильмах ужасов схема палач – жертва отсутствует или весьма расплывчата, и сюжет просто констатирует факт. И, в отличие от добрых сказок, победа в фильмах ужасов не всегда на стороне добра.

Разновидности и поджанры: Слэшер

Он является поджанром фильмов ужасов, иногда его называют «фильм отсчёта тел» или «фильм мёртвых подростков». Для этого фильма характерно присутствие убийцы психопата, который охотится за группой жертв. Он убивает жертв в случайной манере, иногда несколько за один день. Жертвы и зритель не знают, кто будет следующим, и при каких обстоятельствах он умрёт. Всё это создаёт определённый элемент саспенса.

Фильмы о людоедах

Самый первый фильм, который в какой-то степени был посвящён людоедству, был фильм «Кровавое пиршество» («Bloody fest»), который вышел на экран в 1963 году. Также стоит отметить, что этот поджанр отделился от фильмов про зомби. Каннибализм в фильмах ужасов имеет массу общих черт с таким явлением, как каннибализм зомби. Однако каннибалы в фильмах ужасов являются живыми существами, подобными обычным людям. В этом главное отличие персонажей фильмов о людоедах от фильмов про зомби. В фильмах ужасов про людоедов людоед зачастую предстаёт жертве другом, или помощником. Он заманивает жертву в хитроумную ловушку, поедает её, а затем заботится о сохранении следов. В фильмах про людоедов много черт заимствовано от детективного жанра.

Самые знаменитые фильмы ужасов о людоедах – серия о Ганнибале Лекторе: «Молчание ягнят», «Ганнибал», «Ганнибал: Восхождение», «Красный дракон». Огромно также значение фильма «Людоед».

Одним же из самых знаменитых фильмов ужасов является серия фильмов о Ганнибале Лекторе — «Молчание ягнят», «Ганнибал», «Красный дракон», «Ганнибал: Восхождение». Также немаловажно значение фильма «Людоед». В фильме «Новая Земля» тема про людоедство также имеет отражение.

Фильмы об оборотнях

Самым первым фильмом, который был посвящён теме оборотней, был немой фильм «Оборотень». Он вышел ещё в 1913 году. Затем последовало ещё несколько фильмов про оборотней, все немые. Самый первый звуковой фильм про оборотней был фильм немецкого производства «Le Loup Garou». Студия Universal Pictures в 1935 году выдала в прокат фильм, который назывался «Лондонский оборотень». В 1941 году в этой же студии выходит лента «Человек-волк». Ремейк фильма «Человек-волк» вышел почти через семьдесят лет, снят он был Джо Джонстоном. Ленты «Лондонский оборотень» и «Человек-волк» явились источником многих стереотипов для оборотней на киноэкранах.

Фильмы о вампирах

Эти фильмы ужасов о бессмертных существах, которые враждебны людям, и остро нуждаются в человеческой крови. Проще говоря – вампиры. Сюжет этих фильмов перекликается с фильмами о зомби и людоедах. Вампиру человеческая кровь нужна для поддержания своей жизни, зомби поедает человеческую плоть в тех же целях, а людоед – для удовлетворения своих психопатологических потребностей.

Фильмы о зомби

В этих фильмах ужасов повествование идёт о восставших мертвецах, то есть – о зомби. В разных фильмах они имеют разное обличие, от едва движущихся существ, передвигающихся ползком или на костылях, до созданий, которые превосходят человека по силе, скорости и ловкости. В ряде фильмов ужасов зомби – добрые, положительные персонажи. Однако такой образ чаще используется в комедии.

Готический фильм

Готический фильм – фильм, в котором чаще всего представлен детективный сюжет. Разворачивается он на фоне ночи, дождя, блестящих от воды улиц или дорог. В этом плане готический фильм немного перекликается с жанром кино «нуар», у них много общего как по технологии съёмки, так и по сюжету. Первые готические фильмы ужасов, которые стали известны, были созданы режиссёром из Германии Фридрихом Вильгельмом Мурнау. Ряд выдающихся готических фильмов был создан также режиссёрами Вернером Херцогом («Носферату – призрак ночи») и Фрэнсисом Фордом Копполой («Дракула Брэма Стокера»).

Комедийные фильмы ужасов

Комедийные фильмы ужасов зачастую называют также «комедия ужасов». Этот жанр – фильм ужасов, в котором преобладают пародия и чёрный юмор. Как правило, конец в таких фильмах счастливый. Жертва в таком фильме очень часто вызывает меньшую симпатию у зрителя, чем антигерой. Драматические, казалось бы, сюжеты фильмов ужасов, которые основаны на убийствах, оказали парадоксальное и значительное влияние на жанр комедии.

Чёрный юмор превратился в оружие зрителей и героев в противостоянии экранному злу в лице антигероя. И, конечно же, он помогает героям фильма и зрителям противиться своим собственным порокам и слабостям. Темами шуток являются штампы, шаблоны фильмов ужасов, «киноляпы», герои или актёры, которые постоянно присутствуют в фильмах ужасов, например, Дракула или Брюс Кемпбелл. Слабости жертв и главные черты антигероев также могут стать предметом насмешек.

Вредные привычки, сексуальность, страхи – всё это высмеиваются в комедии ужасов. Яркие примеры комедий ужасов: трилогия «Зловещие мертвецы», «Зомби по имени Шон», «Добро пожаловать в Зомбиленд», «Баба Хо-Теп», «Комедия ужасов» 1963 года, тетралогия «Зубастики», «Убойные каникулы» 2010 года.

Тенденции в развитии жанра

Как было показано маркетинговыми исследованиями, главная аудитория жанра – молодые люди или подростки. Следуя этому, начиная с конца 1980-х годов, много фильмов ужасов в США выходят рассчитанные именно на аудиторию подростков.

На правах рекламы:

игровые автоматы в онлайн казино Goxbet