За свои видения стоит сражаться

Тим Бёртон является символом современного кинематографа. Как и Квентин Тарантино, он заставляет людей верить в кино и преклоняться реальности кино. У Бёртона нет режиссерского образования, однако его картины профессиональны. В них не проходит четкая грань между ужасом и юмором, а любовная составляющая является обязательной.

По словам самого Тима, он до сих пор не ощущает себя серьезным мастером. Вместе с тем, ко всему, чем он занимается, Бёртон относится очень трепетно и профессионально. Всю свою карьеру режиссера, Тим никого не слушал, всегда имел свое мнение и шел своим собственным путем. Порой этот путь был тернист, но в итоге именно свое мнение вывело Бёртона на вершину режиссуры. Сегодня его фильмы по праву заняли свое место в мировом кинематографе.

Фильмы Тима Бёртона всегда особенные, в этом немалая заслуга и сценаристов, и актеров, однако любая картина отражение, прежде всего именно режиссера. Снимая свои картины, Бёртон показывает зрителю собственный мир, который до этого был никому не знаком. Этот мир подчас непонятен, подчас нелеп, но всегда очень интересен. Что же представляет из себя киномир Тима Бёртона? Чтобы в этом разобраться необходимо, вернуться в годы, когда режиссер еще учился.

В Калифорнийском Институте Искусств, где Бёртон обучался с 1979 по 1980 годы, юному Тиму не удавались зарисовки с натуры. Однажды, когда будущий великий режиссер делал зарисовки с натуры на рынке, его посетила очень необычная мысль.

Он осознал, что качество его рисунков не имеет никакого значение, главное - рисовать так, как чувствуешь. Это был личный прорыв Бёртона, заключающийся в осознание собственной значимости. Теперь Тим мог заниматься тем, что ему нравится, не оглядываясь на окружающий мир. Стоит отметить, что таких личных прорывов в жизни режиссера было не мало.

Говоря о своей учебе в университете, Бёртон с ностальгией вспоминает те годы. Тим обучался по специальной анимационной программе корпорации Дисней. В то время все хотели работать именно в этой студии.

После окончания обучения Тим попал именно на работу своей мечты. Но, как это часто бывает на новом месте, не все устроило Бёртона. Довольно быстро он понял, что создан не для того, чтобы рисовать зверюшек. Его картинки выглядели очень странно, смешно и нелепо. Разочарование в новой работе сменилось надеждой на лучшую долю. Имея много свободного времени, Тим рисовал исключительно то, что ему нравилось. Бёртон создал тысячи концептов для "Чёрного котла", но ничего из его зарисовок не было использовано. Виной тому был опять же несвойственный студии Дисней стиль рисования Тима.

Этот опыт много значил для Бёртона - он проработал свои творческие идеи на бумаге. Впоследствии именно эти зарисовки станут основой фильмов режиссера. Именно тогда появились всем известные образы, например, Эдвард из "Кошмара накануне Рождества".

Если взглянуть в ретроспективе, то действительно есть сходство между персонажами Бёртона и им самим, хотя режиссер никогда сознательно на это не шел. Джек из "Кошмара..." симпатичен режиссеру своей страстью - своим поиском чувства внутри себя, и затем выходом этого чувства наружу. Джек в кино, как и Бёртон в жизни, пытается сделать что-то значимое в жизни.

Принцип Бёртона - не загонять зрителя в определённые рамки. К сожалению, это признак современности: людей сегодня судят по их социальному положению и жизненным достижениям. Философия же по Бёртону заключается в осознании того, что все люди индивидуальны, общество же противостоит этому. В своих работах Бёртон ставит конкретные вопросы: кто решает, что сегодня хорошо, а что плохо? Общество? Сам человек? Отвечать на эти вопросы должен зритель. Впрочем, по признанию самого режиссера, такая ситуация вокруг фильмов его немного раздражает.

Во многих фильмах Бёртона лейтмотивом проходит история о "неудавшихся" художниках или исполнителях, которые ищут признания. Это отражение происходящего, считает режиссер. Люди, которых не признают современники, часто мучаются, страдают. Бёртон не может обойти эти истории стороной.

Говоря о работах режиссера нельзя не отметить особо его раннюю картину "Франкенвини". Работая на студии Дисней, Бёртон в этой картине во многом отошел от анимации, сняв не рисованную короткометражку. У Тима в то время была потребность общаться со своим зрителем не только посредством рисования. Этот опыт многое дал начинающему мастеру: в то время Тим был очень одинок, у него не было девушки, он находился на грани отчаяния, чувствуя себя очень подавленно.

Мир, который показан в этой ленте, многое изменил в реальной жизни Бёртона. Придя к созданию фильма через необходимость общения с людьми, Тим полностью поменялся. Это было настоящее чудо - чудо силы искусства вообще и чудо кинематографа в частности. Стоит отметить, что вся команда создателей "Франкенвини" представляла собой одиноких людей. Возможно, это пошло на пользу фильму, ведь именно одинокий тип людей в состоянии сделать шедевр, поскольку такому типу свойственно полагаться только на себя. А в профессиональном кинематографе индивидуальность, собственное "Я" играет не последнею роль.

Важно и то, чтобы создателю картины было чего-нибудь недостаточно в жизни - только тогда настоящий творец создаст то, чего ему не хватает в реальной жизни. То есть, должен существовать своеобразный побудительный мотив, импульс к созиданию. Такова позиция Тима Бёртона. К слову, после этой работы, режиссер стал лучше общаться с другими людьми, стал более раскрепощенным.

Работы Тима Бёртона зачастую основаны на народных сказаниях. Такая форма подачи киноматериала выбрана не случайно. Как известно, в большинстве культур существует огромное количество народных преданий, сказок, мифов. США сравнительно молодая страна, у которой таких историй не много. Бёртону захотелось отчасти это исправить. В символизме его фильмов есть много свободы, которая отсутствует в реальности. В фильмах зритель может воспринимать какие-то вещи, может этого не делать. Важно, что у этого зрителя есть выбор, который и подразумевает под собой свободу. Однако не все сказки нравятся Тиму Бёртону. Например, творчество братьев Гримм не устраивает режиссера по довольно банальной причине: там присутствует излишнее морализаторство.

Бёртон же старается в своих работах быть понятным, ясным и при этом не навязывать собственные суждения аудитории. В этом он видит предназначение любого искусства - давать людям шанс самим разобраться в ситуациях и предметах. К слову, говоря об искусстве, Бёртон неоднозначно оценивает некоторые его виды.

Так, художники, по его мнению, зачастую бывают отстранёнными, претенциозными, а должны бы наоборот приглашать к диалогу.

Среди фильмов, созданных Тимом Бёртоном, "Большую рыбу" можно считать самым личным для режиссера. Отец Тима умер перед началом работы над картиной, и Бёртон подошел к этой ленте очень внимательно. Тим много думал о проблемах отцов и детей, об их взаимоотношениях. Исполнители главных ролей Эван МакГрегор и Альберт Финн идеально подошли на роль одного персонажа в разных возрастах. У этих актеров существует некая связь, которую разглядел Бёртон. Хотя внешне они нисколько не похожи. Что ж, выбор режиссера себя оправдал - фильм получился великолепный. Блестяще сыграл Эван.

По словам Бёртона, МакГрегор является одним из немногих актёров, которые могут создавать юмор возвышенного сорта, добавляя к нему различные эмоциональные качества, в то же время оставляя чувство достоверности. Режиссер вообще находит актеров такого типа привлекательными, потому, что они могут сочетать все разные пограничные состояния. Во многом, фильм "Большая рыбка" и про самого режиссера. И опять эта ситуация явилась неким опытом, который помог Тиму в будущем - эта картина стала своеобразной терапией, способом справиться с потерей близкого человека.

В 2003 году Бёртона сам стал отцом. По признанию режиссера, это было самое потрясающее событие в его жизни. В тот период режиссер пережил невероятные эмоции, отчасти это отразилось и на его карьере. В те годы были созданные лучшие его картины. В "Шоколадной фабрике Чарли" великолепно сыграл Джонни Депп. Его персонаж Вилли-Вонки имеет качества, которые присутствуют и у актера. К слову, Бёртон очень любит Джонни Деппа, привлекает его к участию во многие свои работы. Все потому, что Джонни готов на съемочной площадке делать абсолютно все. Он может меняться, может быть разным в разных картинах. Работа режиссера и актера выглядит, как правило, следующим образом: Бёртон и Депп разговаривают, потом вместе решают, как снять тот или иной кадр. При этом, режиссер никогда не указывает актеру. Они понимают друг друга с полуслова.

Напомним, "Шоколадная фабрика Чарли" снималась одновременно с другим анимационным фильмом Бёртона «Труп невесты» в городе Лондоне, и Джонни Депп был задействован сразу в обеих картинах. По словам актера, он очень уважает Тима и любит его творчество. Депп готов на все ради Бёртона. Что Джонни больше всего нравится в отношениях с Тимом, если не считать дружбы, - так это количество доверия. То есть именно то, что вкладывается в процесс работы над очередным фильмом. Что же общего у таких на первый взгляд, разных людей?

Скорее всего, это некая способность быть очарованными. И Депп, и Бёртон ко всем без исключения людям относятся с уважением и интересом. Им обоим нравится знакомиться с новыми лицами, видеть в каждом человеке что-то особенное.

Стоит напомнить, что детство Джонни Деппа прошло в постоянных переездах. Это обстоятельство сыграло не последнею роль в становлении мировоззрения актера, в его миропонимании и отношении к жизни, к людям. Депп и сейчас не может долго оставаться на одном месте - полгода он живет в Лос-Анджелесе, полгода во Франции. Актеру нравится находиться на определенном расстоянии от Голливуда, от ожиданий от него чего-то звездного.

Возвращаясь к Тиму Бёртону, стоит сказать, что режиссер всю свою карьеру оставался чем-то вроде анахронизма внутри очень консервативной системы Голливуда. Уникальный визуальный стиль Бёртона сделал его слишком независимым от основного голливудского течения. Если спросить Тима, почему он продолжает работать с монстрами студийной бюрократии, Бёртон признает, что с годами противостоять кино корпорациям становится всё труднее. Все потому, что кинокомпании становятся все влиятельнее, крупные концерны поглощают независимые студии. Более того, весь современный кинобизнес похож на азартную игру: каждый фильм является экспериментальным, а вся индустрия кино напоминает колоду карт.

Бёртон с сожалением замечает, что сегодня в киноиндустрии появляется все меньше личностей, им на смену приходят просто дельцы. Почему же Бёртон продолжает работать в этой прогнившей системе? Ответ прост: любой фильм требует массу финансовых вложений, а без крупных компаний невозможно собрать нужную сумму. Сейчас любой независимый создатель фильмов с радостью согласится поработать на крупной студии. В то же время режиссеру из Голливуда не терпится снять по-настоящему независимое кино.

Это парадокс современного американского кинематографа. По словам Тима Бёртона, существует огромная ответственность за привлечённые в фильм деньги, даже если этот фильм низко бюджетный. Возникает много технических проблем, решить которые подчас не представляется возможным. В крупных студиях этого не понимают, руководство компаний ставит свои условия. Возможно, именно поэтому Бёртон приступает к съемкам каждого нового фильма, как будто это будет его последней работой.

На правах рекламы:

• Только для вас тур на кубу с большими скидками.