Дэвид Миллз, «Этот странный волшебник Тим Бёртон»

Первый вопрос, который задают окружающие, как только речь заходит о Тиме Бёртоне следующий: "А он действительно немного странный или это всего лишь стереотип, основанный на его творчестве?".

Ответ очевиден: и то и другое. Вспомнить хотя бы его фильмы: "Битлджус" (1988), "Бэтмен" (1989), "Эдвард - Руки- Ножницы" (1990), "Бэтмен возвращается" (1992), "Эд Вуд" (1994), "Марс атакует!" (1996). Разве они не странные? Как известно, фильм - это, в первую очередь, отражение режиссера. Что ж, картины Бёртона идеально характеризуют Тима.

Естественно, этого человека с растрепанными взъерошенными волосами можно назвать несколько эксцентричным. Порой, кажется, что ему не помешало, бы посетить парикмахерскую. К тому же он много жестикулирует, как будто хватает что-то невидимое, потом бросает, а затем начинает совершать вращательные движения, напоминающие движения пропеллера... И, наконец, рубит воздух подобно Брюсу Ли.

Таким образом, Бёртон выражает свои мысли, когда ему не хватает слов. Помимо этого, Тим любит носить странные майки с изображением скелетов. Тем не менее, находясь с ним рядом, иногда возникает ощущение, что он как раз таки нормальный, а странные - все мы!

Тим Бёртон начинал свой творческий путь как художник-мультипликатор на студии "Уолт Дисней". Говорят, что с тех пор Тим не изменил анимационному жанру, а все его кино персонажи просто ожившие рисованные картинки. Вообще, студия Дисней очень своеобразное место. Здесь трудно себе представить Бёртона спокойно рисующего забавных зверюшек, в то время, как в его мозгу разворачиваются истории о пришельцах с Марса или о человеке, у которого ножницы вместо пальцев.

Впрочем, Бёртон не долго работал в студии Дисней, вскоре его нестандартное видение мира нашло свое воплощение на киноэкране. В 1985 году зрители увидели его картину "Большое приключение Пи-Ви", затем "Битлджус", "Бэтмен", "Эдвард Руки-Ножницы". Благодаря этим работам, Тим Бёртон стал любимцем Голливуда и всего мира. Его картины имели потрясающий успех. На внешний вид режиссера, его поведение уже никто не обращал внимания.

Когда Бёртон снял фильм "Бэтмен возвращается", зрители начали называть творчество режиссера чересчур мрачным. Кассовые сборы этой картины были более чем внушительными. Аудитория остро чувствует перемены в мировоззрении режиссера, и его следующий фильм "Эд Вуд" по достоинству оценили уже и кинокритики. Эта работа считается одной из лучших у Бёртона.

Стоит напомнить, что за роль второго плана в этом фильме Мартин Ландау был удостоен престижной премией Оскар. Однако не все по достоинству оценили "Эда Вуда", кассовые сборы были сравнительно небольшими. Практически это же произошло и с фильмом "Марс атакует!". Затем режиссер принял решение снимать ленту о Супермене, однако эта работа Бёртона так и не вышла. И тут продюсер Скотт Рудин предложил Тиму Бёртону снять картину "Сонная лощина".

Этот фильм стал третьим по счету, в котором Бёртон задействовал актера Джонни Деппа. В кинематографических кругах ходили слухи, что студия видела в роли главного героя не Деппа, а Бреда Питта. Впрочем, для Голливуда это обычное дело. На самом деле, против Деппа никто не был, но в подобных случаях руководство студии рассматривает множество вариантов. Далее, создатели картины составляют список потенциальных исполнителей ролей, затем проводится кастинг.

В случае с "Сонной лощиной" Бёртон сразу остановился на Джонни Деппе. Так же, как и с картиной "Эдвард - Руки-Ножницы", первой мыслью режиссера было пригласить именно Джонни, с которым, к слову, у Тима сложились к тому времени дружеские отношения. Бёртон утверждает, что ему великолепно работается с Деппом, поскольку этот актер может сыграть практически все. Именно это и импонирует режиссеру. Бёртон считает, что дружба помогает сотрудничеству.

Некоторые склонны к мнению, что Депп является экранным воплощением собственного "Я" Бёртона. Отчасти это и так, однако Бёртон слишком уникальный человек, чтобы его индивидуальность можно было бы с кем-то сравнивать. Тим всю свою жизнь прислушивался исключительно к своим эмоциям, и воплощал на киноэкране то, что рождало его подсознание. Чем бы не занимался Бёртон, он всегда вкладывает в дело часть себя - вот, пожалуй, секрет его успеха.

Вообще, Бёртон старается делать фильмы с разными героями и работать с разными актерами. Герои картин Бёртона думают, что они многое знают, но на самом деле не знают ничего. В "Сонной лощине" одну из женских ролей сыграла Кристина Риччи. Тим Бёртон не случайно остановил свой выбор на этой актрисе. По его словам, Риччи похожа на актрису немого кино, а именно это надо было режиссеру. Нелегко далась работа Бёртону над картиной "Сонная лощина". До этого режиссер около года потратил на производство "Супермена".

На этом моменте стоит остановиться и рассмотреть отдельно. Тема двойственности постоянно присутствует в творчестве Тима Бёртона. Возможно, это одно из качеств, которое привлекло режиссера, когда он решился экранизировать историю про Супермена. Идея картины основывалась на философской мысли о том, что Супермен в первую очередь чужестранец, о том, как трудно быть сверхчеловеком в мире простых людей. Супермен - существо с другой планеты, обладающий невероятной силой, и он должен всю жизнь скрывать свои способности. На главную роль планировалось привлечь Николоса Кейджа. Однако производство фильма было приостановлено. Студия Warner Bros отказалась спонсировать проект.

Таким образом, вся команда Бёртона можно сказать потеряла целый год. Это был большой удар по творческому самолюбию режиссера. И тут ему присылают сценарий "Лощины", который всерьез заинтересовал Тима. Бёртон всегда снимал фильмы ужасов, однако эта картина представляла из себя нечто большее. По признанию режиссера, жанр ужасов он любит может быть даже больше, чем любой подросток. Сценарий был потрясающий - было что-то завораживающее в обезглавленном герое. Бёртон хотел вернуться к такому способу создания фильма, когда необходимо сооружать декорации, когда нужно делать что-то своими руками, чтобы выглядело не так искусственно. Перед режиссером стояла задача поставить фильм в большей степени напоминающий картины давнего прошлого.

Картина "Сонная лощина" с большим успехом прошел в США, во многом компенсируя неудачный прокат картины "Марс атакует!". "Марс..." не был понят всеми зрителями, этот фильм в какой-то степени озадачил людей. И все это по причине нестандартного подхода в описании пришельцев. Аудитория просто не знала, как его воспринимать. Режиссера же это только забавляло. Снимая этот фильм, Бёртон воспринимал его исключительно как анимационную ленту. Он просто развлекался. Однако американская публика, в отличие от европейской, не поняла новаторские идеи Тима. Определенно, это самый оригинальный фильм Бёртона.

Кино пронизано иронией. Бёртон умело высмеял все штампы голливудских кинематографистов, создававших фильмы про захват планеты инопланетянами. Он использует абсолютно идентичные блокбастерам ходы, показывая их глупость и несуразность. После этого фильма долгое время просто боялись снимать серьезные блокбастеры на данную тематику. Уже это является подтверждением гения Бёртона. Жаль, что таких фильмов, как "Марс атакует" очень мало, да и далеко не все их понимают, отчего появляются отзывы типа: "самый тупой фильм, чтоя видел(а)..." - эти люди просто не уловили иронию автора и его замысел.

Стоит отметить, что люди считают Тима Бёртона мрачным, ищут какую-то отрицательную сторону в его фильмах. На самом деле, он просто представляет эмоции людей через необычные образы и темы. Тим был аутсайдером в школе, отсюда его стремление уйти в волшебный мир. Просто его мир не понять абсолютно всем - не бывает сюжетов, персонажей и фильмов, которые любимы абсолютно каждым типом людей. Но, несомненно, ничего отрицательного в его фильмах нет.

Наоборот, несмотря на внешнюю мрачность, основой сюжета являются общечеловеческие ценности - дружба, любовь и т. д. Он просто по особому обыгрывает чувства, в его фильмах нет ярко выраженного зла. Бёртон просто нашел свой уникальный стиль - он рассказывает о простых вещах через готику. Мрак, темные тона, механизмы, грим... Для режиссера немаловажно быть узнаваемым с пол кадра, но как правило, это означает повтор, а мастер Бёртон индивидуален неповторимым стилем, у него есть изюминка, и в тоже время он разноплановый. И главное, это подтекст его произведений, - казалось бы сказка, но с каким смыслом. Ему просто интересно играть с этими образами, порой мрачными.

В настоящее время готовится к выходу новый фильм Тима Бёртона "Мрачные тени", повествующем о приключениях вампира Барнабаса Коллинза. В главных ролях, разумеется, Джонни Депп и Хелена Бонэм-Картер, также зрители увидят таких звезд Голливуда, как Ева Грин, Мишель Пффайфер, Хлоэ Моретц и Джонни Ли Миллер.