Интервью Тима и Джонни для Марка Солсбери

Ноябрь 2008-й год. В Лос-Анджелесе в павильоне «Калвер Студиос» мы видим Джонни Деппа, стоящего перед массивным зеленым экраном. На голове у него цилиндр, из-под которого виднеется ярко оранжевый парик.

Сам он одет в синий сюртук поверх красной жилетки, классический клетчатый килт с сумкой и мехом. На ногах у него смешные разноцветные носки. Довершает образ внушительных размеров меч, который Джонни держит в руках. Неестественно белое лицо, лихорадочный румянец на щеках, огромные невероятного цвета глаза – перед нами Безумный Шляпник собственной персоной. Рядом, вооружившись камерой, находится режиссер этой красивейшей сказки – Тим Бертон.

«Алиса в Стране Чудес» – далеко не первый фильм Бертона с Джонни Деппом в главной роли. Эти двое сотрудничают уже на протяжении двадцати лет (внушительный срок). За это время они выпустили серию фильмов, где Деппу неизменно доставались роли чудаков, изгоев общества. А началось все с «Эдварда Руки-ножницы» (первая картина Тима Бертона с участием Джонни Деппа).

Рядом с Деппом – актриса Миа Васиковска, исполняющая роль Алисы. Все герои в этой версии совершенно не похожи на тех персонажей знаменитой сказки Льюиса Кэрролла, к которым мы все привыкли. Здесь Алиса уже не та маленькая несмышленая девочка, которая когда-то последовала за Белым Кроликом.

В воинственных доспехах, с распущенными ниспадающими волосами и металлическим блеском в прищуренных глазах Васиковска просто неподражаема. Актриса восседает на спине невиданного животного (на самом деле это специальное сооружение, которое держат четверо мужчин, облаченные в зеленые одежды). Алиса собирается атаковать так называемую армию Красной Королевы (Хелена Бонем Картер), у которой неестественно большая голова.

Воображаемая армия состоит из колоды игральных карт, которые не представляют опасности. Позже эта сцена будет добавлена в картину с помощью компьютерной графики. «В таких условиях мы должны максимально задействовать наше воображение, а это не всегда легко дается. Вот я должна все время представлять возле себя озеро, вокруг холодно и темно, и две армии – Белая и Красная совсем близко, они наступают друг на друга.

Чтобы сделать знаменитый галлюциногенный бред Льюиса Кэрролла в 3D формате, Бертон в качестве фона использует зеленые экраны вместо реальных декораций. В дальнейшем посредством компьютерной графики в картину будут добавлены ландшафты, некоторые персонажи и прочие детали. Зеленый фон выбран не случайно – дело в том, что зеленый цвет менее всего похож на цвет кожи человека. Ранее режиссер уже использовал эффект зеленого цвета в фильме «Суини Тодд: Демонический цирюльник с Флит-Стрит» (нужно ли говорить, что в главной роли был Джонни Депп).

В течение двух недель съемки «Алисы в Стране Чудес» проходили в реальной обстановке в Корнуэлле, после чего съемочная группа переместилась в Лос-Анджелес, где натуральный фон уже был заменен на пресловутые зеленые экраны. Условия для работы были не самыми лучшими, вездесущий зеленый свет угнетающе действовал на нервную систему участников съемочного процесса и, в конце концов, актеры стали чувствовать бессилие и апатию. Сам Бертон, желая хоть немного смягчить неприятное воздействие зеленого свечения, предусмотрительно запасся очками с бледно-лиловыми линзами.

«Поначалу все шло неплохо, нам даже нравилось», – рассказывает Депп. – Но вскоре дело стало принимать серьезный оборот. Казалось, что эти кошмарные зеленые экраны вгрызаются в мозг, оседают беспощадной зеленой пылью в легких, оставляют болезненно зеленоватый отсвет на коже, ощущения были не из приятных. К концу рабочего дня в моих глазах начинали мелькать зеленые искры, и безумно раскалывалась голова. Это было просто ужасно».

Многие персонажи этой сказки будут созданы при помощи компьютерной графики – Соня, Мартовский Заяц, Чеширский Кот, Белый Кролик. За их голоса будут отвечать актеры Стивен Фрай, Майкл Шин, Кристофер Ли, Барбара Уиндзор и Пол Уайтхус. Во время съемок этих героев заменяли зеленые манекены или актеры в зеленых костюмах. В роли братьев Труляля и Траляля – Мэтт Лукас, но в картину войдет только его лицо, а движения туловища будут сделаны на компьютере.

Бертон готовит сцену с Деппом и Васиковски. Во время работы актерам будет предоставлена 4-футовая модель конечного фона. Ее специально принесли, чтобы актерам было легче представить, где они находятся. «Это очень помогает», – говорит Бонем Картер. – Посмотришь на композиционный экран и сразу понимаешь, что это за место. Но все равно приходится очень много фантазировать, иногда это страшно утомляет».

Он высокого роста и приятной наружности. Его густые и черные волосы слегка тронуты благородной сединой и это придает ему дополнительный шарм. Он не тратит времени попусту, между дублями почти нет перерывов. Все заняли свои позиции, Бертон поднимается к своим мониторам, берет в руки микрофон и начинает командовать парадом: «Ну, ребятки, давайте сделаем это!».

«Алиса в Стране Чудес» – удивительное и уникальное в своем роде произведение, написанное преподобным Чарльзом Доджсоном, преподавателем математики в Оксфорде, которого мы все знаем под псевдонимом Льюис Кэрролл, впервые было издано в 1865-м году. А спустя несколько лет была выпущена его вторая книга об удивительных приключениях маленькой Алисы. Она называлась «Через зеркало, и что Алиса нашла там». Теперь эти две части соединились в одну новеллу под названием «Алиса в Стране Чудес».

Эта история рассказывает о невероятном путешествии Алисы в другую реальность, в которой обитают странные и нелепые существа. «Прошло столько времени, а легендарные произведения Льюиса Кэрролла не стареют, они всегда и во все времена остаются на гребне волны», – говорит Джонни Депп.

Впервые «Алиса в Стране Чудес» была экранизирована в 1903-м году. С тех пор «Алису» переиздают на все лады, но особенно выделяется диснеевский мультфильм 1951-го года. Надо отметить, что ни одна версия не передает то сюрреалистичное настроение, которое сквозит в первоначальном варианте «Алисы». Пожалуй, единственный человек, который может воплотить сумасшедший замысел писателя Льюиса Кэрролла в своей картине – это Тим Бертон.

«Мысль взяться за «Алису в Стране Чудес» родилась не в лучшую пору моей жизни», – признается автор сценария бертоновской «Алисы» Линда Вулвертон, известная по таким талантливым работам, как «Король Лев» и «Красавица и чудовище». – В тот период мне через многое пришлось пройти – развод, смерть, переезды. Я как будто сама нырнула в кроличью нору». Дело пошло на лад, когда Линде пришло в голову превратить Алису-ребенка в Алису-подростка. «Я представила, что Алиса находится на распутье своей жизни и ей необходимо принять очень важное решение. Она видит Белого Кролика, стоящего возле дерева. Своим взглядом Кролик побуждает ее следовать за ним навстречу своей судьбе», – рассказывает сценаристка.

История Алисы режиссера Бертона на десять лет старше истории Алисы писателя Льюиса. «Это совершенно не похоже на ту «Алису в Стране Чудес», которую мы все знаем», – говорит Васиковска. – «Эта девушка очень тоскует по своему безвременно ушедшему из жизни отцу. Она не видит себя среди того общества, в котором ей надлежит находиться».

Действие начинается с вечеринки, на которой Алисе делают предложение руки и сердца. Но внимание девушки привлекает странная фигура – это Белый Кролик, который неожиданно возник на лужайке и так же внезапно исчез. В попытках догнать ускользающего зверька, Алиса кубарем скатывается в глубокую кроличью нору, которая таинственным образом выводит ее в неизвестный и загадочный мир. Согласно версии Бертона, Алиса попадает в загадочную страну, – «место, пришедшее в упадок, не имеющее ухода, депрессивное и в некотором роде населенное привидениями». Волшебная страна представляет собой мир безжизненный и лишенный цветов. Все жители этой страны живут под диктатом злой и истеричной Красной Королевы.

Работая над фильмом, Тим Бертон черпал вдохновение из работ Артура Рэкхама, который иллюстрировал издание «Алисы в Стране чудес» 1907-го года.

Алиса встречает на своем пути разнообразных существ, населяющих Волшебную Страну – она знакомиться с Безумным Шляпником и с мудрой Гусеницей (Алан Рикман), любительницей кальяна. Именно от нее девушка узнает, что она оказалась в Волшебной Стране не случайно. Убить страшного Багмаглота и тем самым освободить Волшебный Мир от деспотичного правления Красной Королевы – ее миссия.

Предложить роль Алисе совсем юной и пока еще малоизвестной актрисе было продуманным решением Тима Бертона. «В ней есть эмоциональная зрелость, она твердо стоит на ногах, такое редко встретишь в столь юном возрасте», – говорит Тим.

«За ее игрой весьма интересно наблюдать. Она все очень тонко чувствует, все ее реплики эмоционально насыщенные», – говорит Энн Хэтэуэй (Белая Королева).

На съемки «Алисы» отведено ограниченное количество времени, работа идет полным ходом, в процессе которой ребята смеются и шутят. Именно в такой дружелюбной и веселой атмосфере предпочитает работать Тим Бертон. «Алиса в Стране Чудес» – седьмой совместный фильм Тима Бертона и Джонни Деппа, а началось их сотрудничество с «Эдварда Руки-ножницы» (1989). «Он не стесняется фантазировать и быть самим собой, и это его отличает от остальных актеров.

Что касается меня, я предоставляю ему полную свободу действий и в итоге получаю то, что мне нужно. На съемочной площадке он может творить что угодно, и мне всегда интересно наблюдать за его действиями. Он всегда разный, нигде не повторяется, чего нельзя сказать о других актерах», – рассказывает режиссер.

Когда Тим Бертон позвонил Джонни Деппу, чтобы обсудить с ним его героя, актер находился в Чикаго и был задействован в съемках фильма «Враги Общества». Депп предложил внести в сценарий кое-какие реплики Безумного Шляпника, взятые из книги. «Незадолго до съемок я счел необходимым прочитать произведение Кэрролла, дабы освежить в памяти», – говорит Депп.

Продумывая образ Шляпника, Джонни решил, что на теле его героя непременно должны быть заметны следы от последствий отравления ртутными парами. Актер прибег к помощи своего знакомого гримера и художника по костюмам Колина Этвуда, с которым сотрудничает уже много лет.

На следующий день начинается работа над сценой, где Белая Королева (Хэтэуэй) одерживает полную победу над Красной Королевой (Бонем Картер). В итоге она навсегда изгоняет ее из Волшебной Страны. «Хэтэуэй в образе Белой Королевы выглядит очень величественной», – говорит Джонни Депп. – «Она сама как будто пришла из волшебного мира, от нее исходит какая-то неземная энергетика».

Бонем Картер уже приходилось сотрудничать с режиссером Тимом Бертоном – в 2000-м году она исполнила роль шимпанзе в фильме «Планета Обезьян». С той поры они не расстаются. Спустя год после их знакомства Бертон расстался с моделью и актрисой Лизой Мари, чтобы связать свою жизнь с Бонем Картер. К настоящему моменту у звездной пары насчитывается шесть совместных кинокартин. Счастливые родители воспитывают двоих детей – шестилетнего Билли и двухлетнюю Нелл.

«Я до последнего момента не знала, буду ли играть Красную Королеву», – признается Бонем Картер. – «Впрочем, я никогда не могла предугадать, предложит ли он мне роль в своем очередном шедевре. Тим непредсказуемая личность, как непредсказуемы его картины».

«Алиса в Стране Чудес» включает около 2000 спецэффектов. Была серьезная опасность не успеть обработать все эффекты к марту, когда должен был состояться релиз фильма. Джонни Депп был невероятно спокоен, он твердо убежден, что все, что делает его кумир Тим Бертон, в конечном итоге будет иметь успех. Он не зря так в него верит – Тим принадлежит к числу редких людей, которые готовы жонглировать горящими саблями, лишь поразить зрителя.

И он действительно поражает. Он использовал «Алису в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла по максимуму, он выжал из актеров все соки, воплотил в этом проекте все свои безумные идеи, использовал просто невообразимое сочетание различных техник и стилей – компьютерную графику, живую игру, 3D, зеленые экраны. Он использовал все, что можно и нельзя, в итоге мы получили невообразимый коктейль в духе Тима Бертона. На этот раз он перешел все границы. Его «Алиса» стала самым грандиозным проектом, с которым мне когда-либо приходилось иметь дело».

На правах рекламы:

лазерная резка латуни нижний новгород, wild

• На хороших условиях истринский бетонный завод всем и каждому.