Беседа Троя Андерсона с Тимом Бертоном

- У вас нет ощущения, что в прошлой жизни вы были Льюисом Кэрроллом?

Тим Бертон: Я, как и он, был в ответе за то, что делаю. «Алису» столько раз переиздавали, я надеюсь, что среди множества версий есть та, которая ему бы понравилась.

- Фильм оставляет ощущение чего-то нереального, фантастического, до крайности нелепого. Как вам удалось воссоздать эту атмосферу сна? Ведь когда смотришь этот фильм, действительно возникает ощущение, будто ты спишь и видишь какой-то сумасшедший сон.

Тим Бертон: Мы решили не следовать истории, а придумать свой вариант на основе готового произведения. Сдается мне, все предыдущие версии были не слишком удачны именно из-за того, что их создатели пытались копировать первоисточник, в результате получалось не слишком хорошо.

Прежде чем взяться за перо, Кэрролл досконально изучал всех своих персонажей. Он подарил нам мечту, научил верить в сказку, его история будет актуальной во все времена. Автор «Алисы» показал нам истинную красоту вещей, которая раньше была нам недоступна, и мы все очень благодарны ему за это. Миллионы людей пытались разгадать тайну «Алисы в Стране Чудес», но безуспешно. Вы можете сколько угодно анализировать и исследовать ее вдоль и поперек, но сама суть вещей в этом сказочном мире останется для вас непонятой.

- Получается, Льюис Кэрролл шел впереди своих современников?

- Если бы он жил в наше время, то стал бы таким же гениальным писателем, каким был в то время. Это еще раз доказывает то, что его творения бессмертны.

- Прежде вы всегда старались избегать компьютерной графики, но в случае с «Алисой» решили отказаться от своих принципов. Что же случилось?

- Каждый случай уникален и требует индивидуального подхода. «Алиса в Стране чудес» просто создана для компьютерной графики (или компьютерная графика создана для этого фильма). Мы использовали разные методы, и нам было все равно, компьютерная ли это графика, или реальные декорации. Мы не придерживались какого-то стиля, мы действовали по ситуации. Там где требовалось, мы прибегали к высоким технологиям, для нас это не было табу. Мы стремились создать неправдоподобный, удивительный, красочный мир, а в этом случае без помощи компьютера не обойтись.

- Выпустить фильм в 3D формате входило в ваши первоначальные планы?

- Конечно! «Алису» надо смотреть только в 3D! Причудливость вымышленной реальности удивительно сочетается с объемностью Три-д. Перед тем, как взяться за работу, я стал изучать вопрос со всех сторон. Я очень много узнал об этой технологии, и мне было очень интересно. У меня возникало очень много вопросов, которые требовали удовлетворения. Если честно, меня бесит, когда я отовсюду слышу, что теперь все фильмы надо выпускать в 3D, я с этим в корне не согласен. Есть фильмы, которые действительно требуют дополнительных приемов, но некоторые картины безупречно хороши в черно-белых красках без всяких наворотов. Это надо тонко чувствовать, нельзя все подгонять под какие-то нелепые стандарты.

- Ваша Алиса мечтает делать то, что ей хочется. При создании фильмов вы придерживаетесь этого же подхода?

- Именно к этому я стремлюсь. Когда я оказываюсь на съемочной площадке, я забываю обо всех скучных финансовых сторонах этого вопроса, я весь погружаюсь в волшебный мир кино. Это сродни магии. Вместе со съемочной группой я волен делать все, что захочу, я могу воплощать любые свои сумасшедшие фантазии и это просто здорово.

- Вы замахнулись на очень большой проект. Легко ли держать все под контролем?

- Это похоже на обратный процесс принятия кино. Обычно вы снимаете сцену, а на следующий день смотрите ее. В нашем же случае у нас не было возможности в процессе съемок смотреть отснятый материал.

- В сознании каждого человека закрепился свой образ Алисы. Не ощущали ли вы давления окружающих в этом смысле?

- Именно поэтому не существует версии Алисы, которая понравилась бы абсолютно всем. Но когда есть уже, по меньшей мере, двадцать версий, каждая из них музыкальная и иллюстрированная – это уже стало частью культуры. Так что в этом плане давления не было.

- Вы легко решились отказаться от таких персонажей, как Морж и Плотник?

- И это далеко не единственное в «Алисе», от чего мы решили отказаться. Как я уже и говорил, самая распространенная ошибка создателей всех прежних версий произведения Кэрролла – это слишком буквальное ее понимание. Мы же решили отклониться от привычного курса и создать принципиально новый вариант «Алисы». Кстати, Моржа мы посчитали нужным включить в нашу историю в виде портрета на стене. Как вы заметили, у нас были вольные мотивы. За основу мы взяли первоисточник и сочинили свое обособленное произведение, имеющее мало общего с первоначальной версией.

- В вашей интерпретации «Алисы» Безумный Шляпник почти главный персонаж.

- Во всех других вариантах этого произведения все герои немного сумасшедшие и в какой-то степени нелепы, мы же хотели придать нашим персонажам больше глубины. Мы постарались увидеть в каждом из них индивидуальность, личные особенности, которые бы все объясняли. Нам хотелось разобраться в безумии Шляпника и вот что мы обнаружили.

Действительно в стародавние времена существовало заболевание, которое называли «Болезнью Шляпника». Дело в том, что мастера – изготовители шляп в процессе своей работы травились ядовитыми ртутными испарениями, исходящими от материалов, которые использовали при изготовлении шляп. Нам стало ясно, что причина безумства нашего героя кроется в этом самом отравляющем веществе, и что на самом деле он не более сумасшедший, чем я или вы. Мы пытались наделить каждого героя душой, характером, и в какой-то мере нам это удалось. Теперь персонажи Кэрролла уже не кажутся нам такими уж чудаками, в их образах и поступках появилась логика.

- Наверно Джонни Депп уже давно стал вашим аватаром в этих галлюциногенных сновидениях?

- Можно и так сказать. Мы с ним во многом очень похожи, у нас совершенно одинаковое видение вопроса, это очень помогает в работе.

- Бабочка в конце фильма выглядит очень мило, но что она означает?

- Помните гусеницу-оракула? Так вот, настало время ее превращения из уродливого пресмыкающегося в прекрасную бабочку. Мне эта идея очень понравилась в сценарии. Когда в финальной сцене появляется кто-то, кого мы уже встречали в Волшебном Мире, в этом есть ощущение реальности происходящего. Это очень необычное чувство, когда ты встречаешь кого-то из параллельного мира, с кем ты уже когда-то встречался.

- Не становится ли Тим Бертон день ото дня все безумнее?

- Чтобы не стать совершенно безумным, я стараюсь поменьше заниматься самоанализом и анализом того, что происходит вокруг. Вместо этого я, не оглядываясь, продолжаю двигаться вперед. Я освобождаю свою память от ненужного хлама и храню в ней только нужные вещи. Я уделяю мало внимания всей внешней атрибутике и стараюсь не зацикливаться на мелочах, потому что как только начинаешь обо всем этом думать, перестаешь развиваться.

- А что вы нам расскажите о зеленых экранах?

- Джонни – единственный человек среди актеров, который балдел от сцен с теннисным мячом. Что же до остальных участников съемочного процесса, все эту игру буквально ненавидели.

- Сложно было определиться с выбором Алисы среди такого количества претенденток на роль?

- Когда я приступил к поискам подходящей кандидатуры, я еще точно не знал, кого ищу. Но как только я увидел Мию, то сразу понял – вот она, моя Алиса. Именно такой ее я и представлял. Помимо чисто внешнего образа несомненным плюсом было то, что она нигде не успела засветиться, а это было для меня очень важно. Я очень хотел взять на роль совсем молодую и пока никому не известную актрису. Все предыдущие Алисы были похожи на избалованных детей, и только в Мии было что-то настоящее, не испорченное. В студии мое решение одобрили, и к вечеру Мия была утверждена на роль.

- Вы планируете снимать Хелену во всех ваших фильмах?

- Скорее всего нет, впрочем, как и Джонни. Неизвестно, как пойдет дальше, ничего нельзя загадывать наперед. Никто не способен играть все роли на свете. Кто-то хорошо себя чувствует в одном образе, но совершенно не в состоянии воплотиться в другой. В нашем мире ничто не вечно, все меняется. Сегодня Джонни – звезда всех моих фильмах, но не исключено, что завтра его сменит кто-то другой. Это нормальный ход событий, естественное положение вещей. И это может случиться вовсе не от того что я не захочу, а возможно потому что он устанет, или найдет замену мне (смеется). Но на сегодняшний день я рад, что все идет так, как идет. Я доволен текущим развитием событий.

На правах рекламы:

Теория большого взрыва смотреть онлайн

• У нас недорого выкуп авто по выгодным ценам.