Впереди своего времени (Крис Нашавети, 1999)

«Эй, можно мне крови сюда!»

Тим Бертон просит принести ему побольше крови для того, чтобы вымазать в ней Джонни Деппа. Режиссер возбужденно качается взад-вперед на стуле, словно пьяный подросток, не в силах справиться с эмоциями. Возникает ощущение, будто Бертону доставляет колоссальное удовольствие издеваться над внешностью своего главного актера.

Невольно вспоминается их первый совместный фильм, где Депп играл чудаковатого Эдварда с ужасными шрамами на лице и устрашающими ножницами вместо рук. В фильме «Эд Вуд» актер предстает в образе беззубого и бездарного кинорежиссера, который любит носить облегающие свитера из ангорской шерсти и изящные туфли. А теперь в «Сонной Лощине» (экранизация готической сказки 19-го века Вашингтона Ирвинга об Икабоде Крейне и Всаднике без головы) Бертон решил добавить больше ярких красок симпатичной физиономии Деппа путем ее макания в краску, имитирующую кровь. Сам актер относится к этим своим преображениям со свойственным ему спокойствием. Такое ощущение, что ему даже нравится экспериментировать со своим внешним видом.

По крайней мере, он безропотно выполняет все прихоти своего шефа. Надо изуродовать все лицо шрамами? Пожалуйста! Необходимо окатится фонтаном красной жидкости? Нет проблем! Но на этот раз, кажется, он чуточку переборщил. Во всяком случае, после окончания кровавого действа на лицо Джонни нельзя было смотреть без содрогания. Если это именно то, чего добивался режиссер, то эффект был достигнут.

«Тим, что это еще за кровавая история?»

Представьте себе, что вы находитесь в густом мрачном лесу, населенным кровавыми призраками. Действие происходит в 1799-м году. Зловещую обстановку еще больше усиливает туман, через плотную завесу которого видны лишь нечеткие силуэты деревьев, но что это за деревья! Уродливые, скрюченные ветки, словно старческие пальцы, скрежещут на ветру. Одним словом, атмосфера вполне в стиле Бертона.

Особенно зловещим выглядит Дерево Мертвых, самое уродливое и бесформенное. Вокруг стоит мертвая тишина, влажная земля усыпана поблекшими осенними листьями. Через эти «врата» предстоит пройти некоему Икабоду Крейну (Джонни Депп), которого послали в это странное место для расследования серии непонятных убийств в суеверной деревушке Сонная Лощина. Позже он обнаружит логово Всадника без головы вместе с жуткими уликами преступлений.

Здесь же мы находим источник этой вездесущей крови. Депп в черных одеяниях кромсает ствол Древа Мертвых, и при каждом ударе получает новую порцию этой красной жижи в лицо. За кадром расположилась съемочная группа во главе с Тимом Бертоном, который приплясывает и причмокивает от удовольствия, наблюдая за этим кровавым спектаклем. В следующее мгновение Деппу удается совладать с неподатливой корой и обнажить тайник, полный полусгнивших человеческих голов. «О! Вот он, момент истины!» – В полном восторге шепчет режиссер, потирая руки.

Это было в Рождество 1998-го года. Сейчас 1999-й год, через два дня будет Хэллоуин. Полки магазинов пестрят всякого рода скелетами, черепами, привидениями и прочими атрибутами приближающегося праздника. То тут, то там можно встретить яркие тыквы, уже выпотрошенные и готовые выполнять свою устрашающую функцию. Именно такая обстановка больше всего подходит такому человеку, как Тим Бертон.

Сегодня вечером должен состояться первый пресс-показ «Сонной Лощины», и 41-летний режиссер весь день чувствует себя как на иголках. Сейчас Тим Бертон скрывается в районе видеомонтажной аппаратной семью этажами выше Бродвея, в последнюю минуту беспокойно приводя все в порядок. Его волнение вполне понятно – слишком большие надежды возлагаются на эту картину и слишком много в этом задействовано людей. В фильме приняли участие такие именитые актеры, как обаятельный Джонни Депп и прелестная Кристина Риччи, что впрочем, не является гарантией того, что фильм будет хорошо воспринят аудиторией. И наконец, провальный прокат «Марс атакует!» не добавляет оптимизма.

С другой стороны сценарий «Сонной Лощины» был вдоль и поперек изучен известным сценаристом Томом Стоппардом, обладателем премии Оскар, полученной за фильм «Влюбленный Шекспир». Другими словами, даже совершенно сырой материал Тима Бертона намного круче всего того, что когда-либо снималось.

«Когда ты вкладываешь столько эмоций, тратишь столько сил, денег и времени на какой-то проект, то под конец нервы просто зашкаливают, а работу ведь надо заканчивать», – говорит вконец измученный режиссер. – «Если бы у меня было в еще запасе хотя бы три месяца, я бы еще мог продолжать эту эпопею, но сейчас я чувствую, что силы мои на исходе. Иногда хочется просто махнуть на все рукой и забить». Как всегда в черных зловещих одеяниях и в очках с синими стеклами, Тим добавляет: «Если у тебя есть время для размышлений, ты рискуешь угодить в эмоциональную яму».

Бертон не раз побывал в такой яме и знает, о чем говорит. Перед тем, как продюсер Скотт Рудин предложил Тиму заняться «Сонной Лощиной», режиссер пребывал в черной меланхолии. Это было нечто совсем другое, чем «Марс атакует!», который стремительно появился на экранах и так же внезапно исчез. «Я всегда удивляюсь, когда какой-то мой фильм имеет успех, но провал очередного моего «шедевра» меня поражает не меньше», – говорит Бертон. – «И я всегда одинаково боюсь и того, и другого. Это разные страхи и разные эмоции и я сам не могу объяснить их природу».

После печальной истории с фильмом «Супермен жив» с Николасом Кейджем в главной роли режиссер был подавлен. Он отдал этому проекту год своей жизни, а в итоге его бесцеремонно устранили, объяснив это какими-то мифическими проблемами со сценарием. «После этого я прилагал неимоверные усилия для того, чтобы не впасть в истерику. Я очень тяжело это переживал», – рассказывает Бертон. – «Им невдомек, сколько сил я вложил в это дело, и каково мне было потом. Я не хотел браться за нестоящие проекты, лишь бы чем-то заняться, мне это было не интересно».

«Сонную Лощину» мусолили годами, прежде чем этот проект ожил в руках режиссера Тима Бертона. Прочитав сценарий Уокера к фильму «Семь», Рудин купил у писателя «Сонную лощину», которая пылилась у него на полках долгие шесть лет. Неизвестно чем бы все закончилось, если бы не председатель Paramount Шерри Лэнсинг – именно она сдвинула дело с мертвой точки в 1998-м году.

Рудин: «При рассмотрении кандидатуры Бертона мне не пришло в голову вспомнить провал фильма «Марс атакует», хотя обычно для меня это имеет значение. Иногда я намеренно ищу режиссера, чем последний проект потерпел фиаско, потому что мне кажется, в таком случае стремление к успеху и жажда новых проектов возрастает, а это то, что нужно в нашей работе. «Сонная Лощина» – это большой проект, но он не обязательно должен стать вторым «Бэтменом» или «Суперменом». В нашем случае это не нужно, а отсутствие страха провала уже является своеобразной гарантией успеха».

Что же касается самого Бертона, у него были свои причины взяться за «Сонную Лощину». Будучи ребенком, он целыми днями пропадал в кинотеатрах за просмотром таких фильмов, как «Кричи, Блакула, кричи», «Ясон и аргонавты», «Доктор Джекилл и сестра Хайд». Данный проект возвращал его к любимым когда-то фильмам, которые в свое время и побудили Тима заняться режиссированием. «Я всегда вспоминаю их с нежностью и благодарностью, потому что именно те фильмы помогали мне разобраться в себе и понять, кто я», – говорит Бертон.

Слушая его, невозможно не удивляться. Как ребенок может любить подобные невообразимые ужастики и еще извлекать из этого какую-то пользу для себя. Но это же Тим Бертон. «Вообще-то я ни капельки не странный. Если не верите, спросите мою подругу», – утверждает режиссер. (Подруга – это актриса Лиза Мэри, играющая мертвую мать Икабода в «Сонной лощине»). «Я действительно не странный, и в самом начале моего творческого пути это обстоятельство меня очень огорчало. Поэтому я решил избавиться от этого наваждения путем создания престранного Эдварда Руки-ножницы. Люди всегда негативно относятся ко всем монстрам, даже если они не представляют опасности. Но они не такие, как все и этого достаточно для того, чтобы их отвергли и изгнали. Это очень печально».

Кристина Риччи, звезда двух фильмов «Семейка Аддамс» – единственная, кто разделяет нестандартность бертоновской натуры. Она не боится быть не такой, как все, напротив, ей это нравится. И почему она до сих пор не снялась в каком-нибудь его фильме? Это великая загадка для всех. «Тим – очень неординарная личность, и это меня в нем привлекает», – рассказывает девятнадцатилетняя актриса, которая играет очаровательную Катрину Ван Тассел, дочь богача из Сонной Лощины (Майкл Гэмбон) и его жены (Миранда Ричардсон). «Меня удивило то, что он для роли такой милой девушки с лицом ангела предпочел меня. Готова поспорить, что он не видел ни одного фильма с моим участием».

Спустя два дня после нервной спешки Тима Бертона наступил праздник Хэллоуин. Внешность Джонни Деппа снова претерпела изменения – теперь он щеголяет в прямом смысле ослепительной улыбкой, которая у него появилась вследствие установки двух золотых сверкающих коронок. По словам актера, их необходимо было поставить ради предстоящей роли цыгана в фильме «Человек, который плакал». «Цыгане часто носят золотые коронки, поэтому я решил сделать себе такие же, для пущей правдоподобности», – говорит Депп. – «Хотя они нужны не только для этого, этот золотой отблеск на зубах помогает лучше вжиться в роль, дает возможность почувствовать себя настоящем цыганом. После окончания съемок я, естественно, буду их снимать, и это может стать проблемой. Вот на такие жертвы, нам, актерам, приходится идти», – притворно вздыхает Депп.

Помимо случая с золотыми коронками в жизни Джонни Деппа произошло еще одно не менее шокирующее его самого событие – он стал отцом очаровательной девчушки по имени Лили-Роуз. «Это очень странное, доселе незнакомое мне чувство», – признается актер. – «Моя жизнь словно разделилась на ДО и ПОСЛЕ. Когда я оглядываюсь назад, я вижу все как в тумане, теперь же все прояснилось. Я счастлив, как никогда прежде, потому что раньше я был один на свете, а теперь у меня есть маленький человек, о котором я должен заботиться. Лили-Роуз – самая большая радость в моей жизни».

Джонни Депп никогда не придерживался золотых правил киноактера. «Возможно, я не прав, но меня никогда не заботил успех моих кинофильмов. Я спокойно отношусь к своей славе и мне по большому счету все равно, будут ли меня считать актером мировой величины или же назовут посредственностью», – признается молодой человек. – «Меня никогда не интересовало мнение других, так же меня не волнует финансовый вопрос, потому что по натуре я не бизнесмен. Конечно, если мои фильмы хорошо принимает публика, мне очень приятно, но это не является для меня чем-то значимым».

Настроение Джонни Деппа более чем устраивает режиссера Тима Бертона. «Мне нравится, что Джонни совершенно не беспокоит то, как он выглядит на экране, чего не скажешь о других актерах, с которыми мне приходилось работать. Все они были чрезвычайно озабочены этим, и это негативно отражалось на нашей работе. А Джонни готов сделать что угодно со своей внешностью ради фильма, и это делает его кандидатуру просто бесценной для кинематографа».

Первоначально Джонни хотел играть Икабода Крейна с длинным накладным носом и большущими ушами, но это предложение никто не поддержал. Но после того как он ознакомился с версией сценария Стоппарда, он был под впечатлением. Лучше узнав своего героя, Депп уже не имел ничего против. «Икабод мне всегда представлялся слишком хрупким и женственным», – говорит Депп. – «Он больше похож на девочку-подростка, чем на мужчину». Бертон: «Это действительно так, девочка-подросток. Точнее не скажешь».

На самом деле этого героя скорее можно интерпретировать как нервного денди, чем женоподобного юношу.

Рудин: «Джонни сразу заявил, что Анджела Лэнсбери (фильм «Смерть на Ниле») будет служить ему вдохновением. С тех пор как начались съемки, я обращаюсь к нему не иначе, как «Икабод Крейн: детектив-неженка», это очень забавно. Я даже подарил ему на день рождения фотографию Анджелы Лэнсбери с надписью «От одного сыщика другому». Видели бы вы его лицо!».

Итак, что же получается? Джонни Депп, вдохновляемый своей музой Анджелой Лэнсбери, налегает на неподатливое древо и получает очередную порцию крови в лицо. В конце концов, он натыкается на тайник, полный человеческих голов. Что же это за кровавая история?

На правах рекламы:

агентство суррогатного материнства отзывы . В нашем Центре мы уделяем особое внимание выстраиванию доверительных отношений с генетическими родителями — нашими клиентами. Суррогатное материнство отзывы имеют прямую и важную значимость для нас. За время проведения программы наши деловые отношения перерастают во что-то большее, именно поэтому, получая отзыв наших генетических родителей, мы с трепетом читаем его всем коллективом, любое замечание не остается без внимания.