Интервью к рецензии Алисы от Total DVD

Чтобы рассказать вам о спецэффектах «Алисы в Стране чудес», наш корреспондент созвонился с Кзри Виллегасом, супервайзером визуальных эффектов картины.

Вы были одним из трех супервайзеров визуальных Эффектов «Алисы». В чем конкретно заключались ваши обязанности?

Когда я начинал работать в индустрии, я занимался цифровой компоновкой - соединением материала, отснятого на пленку, и образов, созданных на компьютерах. С тех пор мои обязанности существенно расширились, но в основе своей остались теми же. Просто теперь я отвечаю не только за компоновку многослойных кадров, но и за весь процесс их создания - от придумывания, как лучше снять реальные объекты и актеров, до разработки цифровых фонов и финального монтажа спецзффектных сцен. В картинах вроде «Аписы» это значит, что в моей зоне ответственности оказывается большая часть фильма.

Каково соотношение в картине «реальных» эффектов, созданных с помощью декораций, грима и оптических манипуляций, и компьютерной графики?

Сцены в самом начале фильма, до падения Алисы в кроличью нору, создавались традиционно, с минимальным количеством графики. Но как только героиня встречается с Белым Кроликом и оказывается в Стране чудес, картина становится почти полностью виртуальной.

Конечно, в фильме было задействовано много актеров, которых мы снимали на пленку. Алиса, Белая Королева. Красная Королева, Валет Червей, Безумный Шляпник - эти персонажи «реальны». Но окружающий их мир на 95% рисовался на компьютерах. Кроме того, мы меня ли внешность актеров при помощи цифровой техники. Например, у Хелены Бонэм Картер голова была увеличена в несколько раз, а талия наоборот, значительно уменьшена. Так что Красная королева выглядела скорее как карикатура, а не натуральный образ.

Безумного шляпника в исполнении Джонни Деппа, мы создали с помощью костюма и грима. Но, стоит сказать, что и тут не обошлось без компьютерных технологий, мы увеличили его глаза почти в два раза. Что касается Валета Червей, то Криопина Гловера мы снимали на ходулях, поскольку его герой в фильме ростом более семи с половиной футов (около 220см). Соответственно, в финальный монтаж попала только голова актера, а тело Валета было нарисовано.

Разумеется, Алиса в картине то увеличивается, то уменьшается, как в книге. С Труляля и Траляля мы использовали почти ту же методику, что и с Валетом, только в данном случае один актер, Мэтт Лукас, играл лицо обоих близнецов. И компьютерной анимации в образах этих персонажей больше, чем в случае Валета.

В прошлом актеры, занятые в постановках с большим количеством компьютерных персонажей, часто жаловались, что им приходится играть в пустоту, «общаясь» с теннисными мячиками и куклами, отмечающими в кадре место, куда будет вставлен нарисованный герой. Как решалась эта проблема на съемках «Алисы»?

Для режиссера было очень важно, чтобы актеры не играли со стенами. Всякий раз, когда в сцене участвовал нарисованный персонаж, на съемочной площадке был изображающий его актер. Или, в крайнем случае, дублер. Даже если персонаж был полностью рисованным, вроде Гусеницы или Чеширского Кота, а не таким, как Труляля или Валет Червей. Стивен Фрай и Алан Рикман были на съемках и произносили свои реплики, чтобы упростить задачу партнерам, работающим в кадре.

Что для вас было самым сложным в работе над картиной?

Огромное количество работы, которая должна была быть сделана в сжатые сроки. 1700 фрагментов со спецэффектами, должны были быть готовы менее чем за год. У нас не было даже минуты на то чтобы отдохнуть. При этом требовались не просто спецэффекты, а объёмное изображение, поэтому работа усложнялась, в сравнении со сходными задачами в «плоском» кино.

Что касается конкретных проблем, то мы долго мучились с рисованными персонажами, пытаясь сделать их реалистичными и выразительными. Нам приходилось думать над каждым их движением. Ведь это вымышленные существа, а не герои, в создании которых мы могли опереться на реально существующие образы. В такой работе очень важно точно передать эмоции. Так что мы постоянно «колдовали" с лицами героев - глазами, бровями, ртами.

В отличие от ряда других постановок, целиком и полностью создававшихся в 3D, ваша картина была снята на «плоские» камеры и превращена в трехмерную постановку во время постпродакшена. Почему вы пошли таким путем?

Одной из главных причин было то, что мы хотели снимать на камеры сверхвысокого разрешения 4К. Но когда мы начинали работать над проектом, еще не было способа удобно снимать такими камерами в объемной «упряжке». Они были для этого слишком громоздкими. Другой причиной была конструкция кадров «Алисы» - один-два актера, окруженные полностью рисованным миром. В таких условиях было проще снимать актеров в плоскости и затем делать их объемными, синхронизируя их 3D-параметры с созданной на компьютерах реальностью.

Если бы актеров было больше, то имела бы смысл обратная операция подгонка виртуальной реальности под снятых объемной камерой персонажей. Впрочем, даже если актеров в кадре немного, придание им объема - все равно очень сложная и кропотливая работа. Нам пришлось нанять дополнительную студию компьютерной графики, чтобы она помогла нам в решении этой задачи.