Тим Бертон – член жюри Каннского кинофестиваля

23-го мая на церемонии награждения председатель жюри конкурсов полнометражных картин открывающегося сегодня 63-го Каннского фестиваля Тим Бертон присудит Золотую пальмовую ветвь одному из фильмов основной программы. Пока он не исчез на 12 дней в темноте залов Дворца фестивалей, мы взяли у него интервью...

- Какой фильм вам запомнился больше всего?

- Jason and the Argonauts.

- Откуда появилось желание снимать фильмы?

- Фильмы со страшными монстрами, сказочные существа Рея Харрихаусена, которых я увидел в фильме «Jason and the Argonauts», породили желание что-то сделать самому. В итоге я стал заниматься анимацией и кинорежиссурой.

- Есть ли такой фильм, который вам никогда не надоест смотреть?

- Таких фильмов несколько. Некоторые фильмы хочется смотреть постоянно, и каждый раз их смотришь как будто впервые. В качестве примера могу привести «Where Eagles Dare». Это необычное кино, от него испытываешь очень странные ощущения. Каждый раз, когда его транслируют по телевизору, я буквально прилипаю к экрану – настолько оно меня захватывает, несмотря на то, что смотрел его уже миллион раз. То же самое и с фильмом «The Omega Man». Эти вещи можно смотреть целыми днями, и они никогда не перестанут волновать.

- Какие сцены из кинофильмов вызывают у вас наибольшее волнение?

- Сразу вспомнилась сцена, где огромный Кинг-конг падает с крыши Эмпайр-Стейт-Билдинга… Когда я впервые это увидел, я испытал настоящий шквал эмоций! Это были очень сильные ощущения. Эта классическая концовка всех фильмов с монстрами – все они, как правило, умирают трагической и мучительной смертью.

- Какая крылатая фраза вам запомнилась больше всего?

- «Как давно вы работаете в налоговой службе?» – спрашивает Чарли Хестон у зомби в фильме «The Omega Man». Каждый раз, слыша эту фразу, не могу удержаться от смеха.

- Вы никогда не хотели очутиться в каком-нибудь фильме, в буквальном смысле прожить жизнь какого-то героя?

- В фильме, где царит особая атмосфера. Картины Марио Бава мне нравятся настолько, что я хотел бы там очутиться на месте какого-нибудь персонажа. Во всех его творениях присутствует эстетика. Думаю, я был бы не против поселиться в каком-нибудь его фильме.

- А какой фильм вы бы выбрали для любовного свидания?

- Мне вспомнилось одно из моих свиданий, когда я сдуру пошел в открытый кинотеатр, в котором тогда показывали «Clockwork Orange» и «Deliverance». Я категорически не рекомендую эти фильмы для любовного свидания, потому что после их просмотра мой романтический вечер закончился совсем не так, как изначально планировалось!

- Есть ли такой режиссер, на которого вы равняетесь?

- Сразу вспомнилось несколько имен. Я с ними не знаком, но очень люблю смотреть их фильмы. Мне очень интересен Марио Бава, мне бы хотелось познакомиться с ним, узнать его человеческие качества. Как профессионала я его очень уважаю и считаю его настоящим мастером своего дела. Мне кажется, таких людей как он на свете не так уж много.

- С каким актером (или актрисой) из прошлого вам хотелось бы поработать?

- Я очень уважаю Питера Лоури и Бориса Карлоффа. Но мне выпала счастливая возможность поработать с великими актерами нашего времени, среди которых Кристофером Ли.

- Есть ли такая книга, по которой вы бы хотели сделать фильм?

- Вообще экранизировать книги – это сложное дело. Я мог бы взяться за это только в том случае, если бы я был без ума от данной книги, но это было бы непростой для меня задачей. Прежде чем на это решиться, я бы двадцать раз подумал.

- Концовку какого фильма вам хотелось бы изменить?

- В «The Sound of Music» я бы без малейшего сожаления уничтожил всю эту семейку.

- Какое, на ваш взгляд, изобретение в кинематографе стало прорывом?

- Какое изобретение вы имеете в виду? Звук? Свет? На самом деле в мире кинематографа было очень много впечатляющих открытий. Однако ни какое из них я бы не стал считать чем-то революционным, существенно повлиявшим на ход развития истории кино. Даже после появления звука и цвета черно-белое немое кино не перестало быть актуальным. После появления 3D осталась масса фильмов в ином формате, которые по-прежнему пользуются спросом.

Конечно, время не стоит на месте, появляются новые технологии, а вместе с ними и новые возможности в мире кино, но это не умаляет ценности старых фильмов, в которых нет компьютерной графики, нет такого яркого цвета и чистого звука, но в этом и заключается их прелесть.

- Какие открытия нам еще предстоит сделать в кинематографе?

- Думаю, самые главные открытия мы уже сделали – мы наделили кино эмоциями и историей, а это является самым ценным в данной области, вы согласны? Когда режиссеру удается привнести в кино частицу своей души, добавить теплых красок, это и есть самое великое открытие, неподвластное времени.

- Чем для вас является Каннский фестиваль?

- Чем-то совершенно неправдоподобным, фантастическим, нереальной сказкой. Вы верите в сказки? Я верю!

- Чем вы любите заниматься вдали от съемочной площадки?

- Люблю проводить время в праздности и ничегонеделании. Полный покой – лучшее состояние для творчества. В это время рождаются самые смелые идеи, возникают интересные проекты. Наверно для многих это удивительно, но для меня лень – самое продуктивное занятие в прямом смысле.

- Есть ли вопрос, который вам хотелось бы задать, и кому?

- Хотел бы поинтересоваться у правительства Великобритании, что происходит. Думаю, этот вопрос интересует 90 процентов местного населения.

На правах рекламы:

Здесь Иван чай купить