Алиса в стране чудес 3D - рецензия от киноафишы

Джонни в стране Тима Бертона

Клайв Баркер – гений, и это нельзя оспорить. Не только потому, что он – создатель нового литературного течения ужасов – сплаттерпанка. Суть кроется в том, что в своих творениях гений описывает ужастики и остальное таким образом, что представить это не так, как было задумано автором, видится просто невозможным. Воображением в голове рисуются такие образы и сцены, от которых натурально становится жутко и плохо, страшно и противно.

При этом подобные образы и сцены западают в душу настолько, что ты проникаешься ко всем ужастикам практически любовью. Вспомним хотя бы его «Книги крови», в процессе чтения которых, перед глазами предстает все настолько реально, как будто ты на самом деле это лицезреешь.

Неоспоримо и факт: Джон Толкин – гений. Он – мастер! Маэстро! Создатель самого популярного сеттинга, самой популярной фэнтези-вселенной. Благодаря нему мир узнал, что такое фэнтези. Узнал что такое жанр, являющий собой увлекательнейшую авантюру, в которой не всегда ясно, как выглядит тот или иной объект, но однозначно захватывает дух. Приключения, странствия, схватки и магия – если бы еще присутствовал секс, ну, или хотя бы нотки эротики, то книги бы не было цены. Однако идеал на то и идеал, что его нельзя постичь.

Еще один неоспоримый факт: Френк Герберт – гений. Герберт – создатель масштабной серии «Дюна», действие которой растянулось не на одну тысячу лет, кишит интригами, и заговорами. Мир действия – необыкновенный, герои – неординарные, сцены – уникальные. Однако и минусов здесь немало. Во-первых, нельзя прочесть книгу целиком с первого раза.

Этому способствует двойственное ощущение того, что вроде бы слишком много всего, но, одновременно, и слишком мало.

Куча заговоров, куча персонажей, но мало экшена, самого действия. При этом много воды, наполняющей произведение объемом. В куче персонажей путаешься с самого начала. В голове сразу же возникают воспоминания о «Саге о Форсайтах», где куча всего, но в итоге ничего. Понять, что происходит на страницах книги возможно лишь воображению с необъятной мощью.

Льюис Кэрролл

Воображение Кэрролла заметно превышает все то, на что способны фантасты современности. Обе книги о девочке Алисе наполнены, как и «Дюна»: всевозможные каламбуры, необыкновенные персонажи, совершающие не менее необыкновенные поступки и действия. Образы феерично яркие, но их бездна – в этом-то и проблема. Героев до головокружения много, а соотношение их числа с объемом произведения делает «Дюну» маленькой притчей на один лист бумаги. При этом всех героев невозможно удержать в памяти, за исключением особо ярких и смелых творений фантазии Кэрролла.

Все они вплетены в круговорот событий, который с каждой последующей страницей все больше напоминает бессмысленное месиво с парой ярких пятен. Об их действиях вообще лучше молчать. Все их поступки являют собой осуществление неких каламбуров, нелогичных действий, прочих шуток, большинство из которых попросту неосуществимо. Потому что если пытаться привести сей хаос в упорядоченный сюжет, голова читателя незамедлительно падет с плеч, как в добрые рыцарские времена. От этого экранизация в кино видится еще более трудной.

«Алиса в стране чудес»

Тим Бертон еще один гений, но в другой среде. Как добротная видеоигра его мрачные, готичные картины затягивают и увлекают. Но игра сия не интерактивна. Зритель видит воплощение фантазии постороннего, которая сталкивается с его собственным мировоззрением, мыслями, настроениями и ожиданиями. Тим мастерски рисует невообразимые мифы или наделяет придуманные до него какими-то нюансами, благодаря которым старое воспринимается иначе. И не всегда в лучшую сторону, однако, Бертон делает это по-другому, в то время как остальные пытаются сделать так, как уже было, просто немного лучше.

Джонни Депп? Вердикт – тоже гений! Он – прекрасный актер, хотя при его появлении в кадре, уже известно, чего стоит ожидать. И не только филигранного актерского исполнения роли даже в «никакой» кинокартине, но и того, что уже видел. Печально. За свою карьеру на актерском поприще Депп исполнил немало ролей в массе фильмов, и теперь он может просто пользоваться наработками исполнения различных ролей и замечательно играть. А то, что он исполнил роль, как когда-то уже делал, заметит далеко не каждый.

К чему все это?

Да к тому, что, несмотря на переполох и шум вокруг «Алисы в стране чудес», в картине не оказалось ничего нового. Все настолько избито и привычно, что уже не хочется ожидать чего-то. Зритель знает, как и что делает Тим, любит игру Джонни, проникся любовью к цифровому и новомодному 3D, некоторые даже в восторге от Энн Хэтуэй и Хелены Бонэм Картер. Однако дело в другом, а именно в том, что «Алиса в стане чудес» заезжена. Увы, но это факт.

В фильме не достает интриги, все события развиваются вполне предсказуемо. Это местами приводит в ярость. Теперь Алиса представлена молодой девушкой, которой в мужья пророчат лорда неприятной, осмелюсь сказать, мерзковатой наружности. Кругом – недотепы. Алиса же представляет собой прогрессивную молодую особу, которой не место среди чопорных англичан. Ей по нраву Страна Чудес, куда ее и приглашают. Феерично пролетев кроличью дыру и оказавшись в неизведанной стране, девушка наступает на те же грабли, что и при своем первом визите. Сие объясняется тем, что первое путешествие Алиса считает дурным сном.

Промах: в фильме Алиса то растет, то уменьшается, в то время как платье лишь трещит по швам.

Продолжаем: оказавшись в чудесной стране, Алиса сразу же ощущает неприязнь ее жителей по отношению к своей персоне. Кролик, которого в русской версии озвучивал неповторимый Сергей Маковецкий, уже «познал» немало Алис, но свою единственную и неповторимую так и не нашел. В чудной стране власть принадлежит Даме Червей, имя героини которой горе-лингвисты перевели как «Красная королева», чем и вызвали массу негодований у своих коллег-профессионалов.

Не ясно для чего, в ходе сюжета зрителя бросают то к одному, то к другому персонажу произведения, которые спорят, та ли это Алиса или нет. По пророчеству именно ей и предстоит справиться с чудовищем Бормоглотом, обеспечивающим власть Дамы Червей.

С развитием сюжета, зрителю открываются погони карт за Алисой, возглавляемые Валетом и по совместительству любовником правящей королевы. Во всей этой кутерьме, Алисе предстоит посетить двор самой королевы, стать причиной раскола между ней и ее фаворитом, встретиться со старыми друзьями и убедиться, что все происходящее – явь, а не сон. Именно она и окажется той решительной персоной, с диким криком обезглавившей самого Бормоглота. В версии Бертона – дракона. После всех приключений и передряг, Алиса, как ни в чем не бывало, возвращается домой.

В версии Тима Бертона помимо скучного и предсказуемого конца, зритель будет разочарован Джонни Деппом, которого в фильме оказалось слишком много. В данной картине он своего рода симбиоз Вили Вонка и Джека Воробья. Но в конечном итоге, он все тот же Джонни Депп, к которому все уже привыкли до тошноты.

Роль Алисы исполняла восходящая звезда с австралийского континента Миа Вашиковска, которая в начале картины являет собой скорее вялую утопленницу. Ну нет в ней ни юной наивной девочки, ни, тем более, повзрослевшей юной наивной девочки! Ее кислая улыбка и многозначительное «Хм….» за весь фильм, мягко говоря, приводят к сомнениям относительно ее большого и фееричного актерского будущего.

А вот свое гордое звание «Куклы» Энн Хэтуэй оправдала в фильме, в котором она исполнила роль Белой королевы, на сто процентов. Ее движения – воздушны, улыбка – подобна вечности, манеры – грациозны. Отлично смотрелась и Хелена Бонэм Картер в роли Дамы Червей. Ее игра безупречно передала образ истеричной королевы.

Что касается перевода, то здесь – увы и ах. Потрясающие стихотворение, прочтенное Шляпником, можно смело выкидывать в мусорку, а корявая фраза Алисы «Все странноватее и чуднее» вызывает недоумение, если не сказать большего…

Итог как всегда: великолепный фильм великолепен лишь на языке оригинала.

Финал фильма, в котором Алиса вопреки всем логическим ожиданиям, отказывается выходить замуж, также вызывает недоумение. А звучащая финальная песня оказывается явно не к месту.

Таким образом, несмотря на суперсовременные 3D технологии, актерский состав, Бертона, в конце концов, фильм оказался довольно-таки слабеньким.