Планета обезьян (Planet of the Apes), 2001

Новая версия «Планеты обезьян» (первая увидела свет еще в 1968 году) вышла в России 12 сентября 2001 года. Уже на следующий день после трагических событий в Нью-Йорке, когда по всему миру проходили траурные мероприятия, в столичном кинотеатре «Прага» состоялась премьера нашумевшего ремейка.

Спорить о том, насколько эта премьера была целесообразна в контексте случившегося можно, пожалуй, бесконечно, однако восприятие данной картины, безусловно, изменилось после произошедших терактов.

Один из финальных эпизодов картины Тима Бертона (как раз там, где космических аппарат с американцем на борту стремительно подлетал к Вашингтону, а наземная служба безуспешно интересовалась о цели полета) московская публика явно углядела связь с трагическими событиями, произошедшими днем ранее. Поди разберись, что за незваный гость собирается вторгнуться на территорию США, да ещё из другого времени и пространства… Хотя тут все просто перевернуто вверх ногами, куда более страшное открытие ожидает того, кто решится приземлиться напортив статуи сидящего Авраама Линкольна, известной даже рядовому американцу.

Именно данный заключительный тревожный аккорд антиутопии был усердно скрыт режиссером антиутопии, хотя он и совпадал с первоисточником - научно-фантастическим романом французского писателя Пьера Буля, созданного в 60-е годы.

Действительно: эффективнее и убийственнее мысли точно не придумаешь! Правда, создатель ремейка тоже постарались удивить зрителя. Особенно это у них получилось по части создания индивидуализированных масок обезьян (хотя в итоге режиссер по гриму Рик Бейкер и не получил седьмой «Оскар» за свои старания) и умело скопированных повадок приматов. Особенно впечатляют облачения обезьян-воинов, напоминающих конкистадоров, которые легко завоевали Америку более пятя столетий назад.

Разумеется, Бёртон, познавший за четыре года до выхода «планеты обезьяна» довольно-таки кислый приём «Марс атакует!», постарался учесть ошибки прошлого, не дав волю богатому визуальному воображению, которое было присуще многим его предыдущим лентам.

Сделав вполне качественный кинопродукт, привлекший внимание более 32 млн. зрителей и собравший в мировом прокате свыше 350 миллионов, Бертон подкинул интеллектуалам пару животрепещущих тем для размышления касательно стремительной эволюции цивилизации. Не стала ли Земля (может даже и без вмешательства извне) той самой «планетой обезьян», где уничтожение неугодных рас, правительств и личностей стало нормой, которая ничуть не лучше придуманного режиссером диктата приматов над «хомо сапиенсами»?!

Особый соблазн также имеет возможность трактовки картины Тима Бёртона в сопоставлении с проявлениями неоварварства в США. Ведь террористическая акция в Нью-Йорке прошла под девизом (данным, кстати, самими американцами) «Обезьяны атакуют!», что очень напоминает дискриминационно-шовинистические позицию. Помимо этого, в фильме прослеживается и свзь между разрешенным государственным терроризмом и лишенным легитимности индивидуально-групповым анархизмом изгоев цивилизации.

В «Планете обезьян» социальный уклад и эволюция отношений обезьян и людей тесно переплетены между собой. Грубо говоря, навряд ли пришли бы к власти эволюционировавшие приматы, если бы резко не деградировала человеческая раса. Регресс — оборотная сторона прогресса. Вот почему самая высокотехнологичная и развитая мировая держава оказалась просто не готова к отчаянным атакам воздушных террористов. В итоге, процесс расчеловечивания приходит на смену «разобезьяниванию», о котором долго и упрямо твердил Чарльз Дарвин.

Материал был взят из сборника под названием: Книга кинорецензий «3500» автора Сергея Кудрявцева. Эта книга уникальный и своеобразный сборник авторских текстов, написанных в течение 35 лет, в период между 1973 – 2008 годами. Сборник посвящен самым разным кинофильмам и отдельным телесериалам, созданным практически за всю историю кинематографа. Данная книга, без сомнения, создает особый кинематографический контекст, способствующий осмысленному сопоставлению различных кинематографических произведений, порою контрастирующих с повседневной реальностью.

На правах рекламы:

Таргетированная реклама . С помощью таргетированной рекламы вы сможете уйти далеко вперед, обогнав даже самых сильных конкурентов, которые не используют данный инструмент продвижения. Таргетированная реклама подходит самозанятым мастерам beauty-сферы, hand-made-мастерам, юристам, психологам, врачам и представителям других профессий, занимающихся частной практикой, компаниям малого, среднего и крупного бизнеса, предоставляющим свои услуги в самых разных сферах деятельности. Задать вопрос.