Сонная Лощина (Sleepy Hollow), 1999

Данную работу Бертона многие кинокритики практически сразу же начали сопоставлять, зная его пристрастия, с наивными фильмами ужасов, выпущенными в 50—60-е годы английской компанией «Хаммер». Однако практически с самого начала своей творческой деятельности сам Бертон был склонен к жанру мистической сказки и стилистике комикса, хоть и остающейся детской по своей природе.

Именно поэтому экранизация «Легенды о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга, также предстала зрителю в мистической и сказочной авторской манере. А высокие прокатные результаты только подтвердили ориентацию картины на массового зрителя. Тиму Бертону, безусловно, было в кайф работать в своем излюбленном жанре после чересчур сатирической ленты «Марс атакует!» и эстетского проекта «Эд Вуд».

«Сонная лощина» (это, кстати, название деревушки, в которую прибыл главный герой картины молодой констебль Ичэбод Крейн с целью расследования загадочных убийств) демонстративно снижает перед зрителем пафос мистического и непостижимого, иногда даже выставляя героя на посмешище. Он так забавно боится всего и падает в обморок, что у зрителя возникает естественный вопрос: а констебль ли он вообще? Однако в итоге он собирает всю свою волю в кулак и реабилитируется в глазах окружающих и в первую очередь — перед юной Катриной, к которой испытывает чувство влюбленности.

Особого внимания заслуживает его финальный поступок, когда, практически разгадав тайну загадочных убийств, он, переборов свой страх и атеизм, устремляется на помощь Катрины. В итоге, все заканчивается «хэппи эндом», а удовлетворенный эстетским режиссерским кадром зритель получит очередную пищу для размышления о ценности добра и коварстве зла.

Безусловно, картина обладает леденящими душу кадрами, как, например, проносящимся безголовым конным всадником, рубящим головами невинных жителей. Приводит в ужас также и сцена того, кто когда-то был человеком, а не призраком. Однако даже в этом есть намеренный перебор, вынуждающий публику воспринимать ужасы со смехом. Вот почему вполне серьезная история постепенно превращается в детскую страшилку, которая не только должна пощекотать зрителю нервы, но и доставить огромное удовольствие от просмотра.

Большинство сцен данной картины (ряд престижных премий достались художнику, оператору и художнику по костюмам) и вроде бы неприметные спецэффекты рассчитаны именно на восхищение. Надо признать, что Бертону удалось достичь поставленной цели – большинство критиков выразило именно свое восхищение увиденным. Однако справедливости ради скажем. Что ранее появлялись и куда более шедевральные ленты данного жанра, например, «Легенда» Ридли Скотта, как ни странно обруганная кинокритиками и провалившаяся в прокате.

А Бертон, безусловно, являющийся любителем искусства для искусства и по большей степени формалистом, смог угодит сразу всем. Парадокс… Скорее всего, именно с этих пор у Бертона и развилось желание угодить сразу всем: и зрителям, и кинокритикам. Вот почему свои режиссерские неудачи он переживает так болезненно.

Материал был взят из сборника под названием: Книга кинорецензий «3500» автора Сергея Кудрявцева. Эта книга уникальный и своеобразный сборник авторских текстов, написанных в течение 35 лет, в период между 1973 – 2008 годами. Сборник посвящен самым разным кинофильмам и отдельным телесериалам, созданным практически за всю историю кинематографа. Данная книга, без сомнения, создает особый кинематографический контекст, способствующий осмысленному сопоставлению различных кинематографических произведений, порою контрастирующих с повседневной реальностью.

На правах рекламы:

Смотрите информацию строительство домов здесь.

• По реальным ценам часы настенные цена без дополнительной оплаты.