Бэтмен возвращается (Batman Returns), 1992

Вряд ли найдется человек, способный устоять соблазну, и не снять продолжение нашумевшего кинокомикса, попавшего в список рекордсменов канадского и американского кинопроката.

Съемки второй части начались сразу после того, как стало очевидно, что версия от Тима Бертона (в прошлом аниматора на студии «Дисней», а ныне – успешного кинорежиссера жанра фэнтези разной тональности: от мистического до сказочного) завоевала сердца американских зрителей. Данная публика, как никакая другая, благосклонна к сказкам на современный лад для детей и взрослых, которыми, по сути, и являются различные комиксы, ставшие популярными еще в 30-х годах прошлого столетия.

Все американское общество выросло на занимательных сказаниях о борьбе добрых и злых сил, в которых благородные и мерзкие персонажи мифологизируются, обладают, подобно героям из античных эпосов и легенд, двойной ипостасью, а также являют собой носителей обобщенных качеств и хрестоматийных начал позитивного и негативного свойств. При всем при этом, битва титанов происходит в антураже не древнего и далекого от нас мира, а в условиях существующей в данное время реальности. И даже не смотря на абсолютную выдуманность, подобные истории вновь и вновь покоряют ныне здравствующих своими гипотетическими возможностями бесповоротного и однозначного разрешения древнейшего спора обеих стихий в пользу, конечно же, справедливости, благородства и разума.

Но жизнь не стоит на месте, и дабы не предаться забвению, Суперменам, Бэтменам и Спайдерменам приходится время от времени возвращаться, чтобы вновь доказать свою непобедимость и превосходство над различными негодяями, жаждущими господства не только одного города, но и всего мира.

Продолжение «Бэтмена», поставленное все тем же несравненным и гениальным Бертоном, заметно отличается от предшествующей части своей продуманностью в интерпретации повествования и в трактовке некоторых характеров, а также более утонченным и совершенным понимаем двуединности в определенных аспектах жизни. Брюс Уэйн, испытывающий симпатию по отношению к секретарше Селин Кайл, встречает ее уже в другом обличии – обличии Женщины-Кошки. Соперничество и игра обоих в кошки-мышки выглядят довольно-таки забавно, а порой перекликаются с вечным противостоянием мужского и женского начал, борьбой между мужчиной и женщиной.

Зловещий, но вместе с тем смешной Пингвин, который вышел из Подземелья и планирует стать новым мэром Гоутама, в прошлом был отпрыском из знатного рода самих Кобблпотов, выбросивших его, как уродца и неудачника, из дома. Вполне объяснимо, что своеобразным двойником Пингвина считается бизнесмен Макс Шрек, в наказание окружающим людям за личные неудачи готовый прибегнуть к помощи любых сил, например, отталкивающего существа из клана нечистот, косвенного персонажа-представителя злых сил Подземелья. Подобная линия провоцирует воспоминания реалистических произведений о духовных и физических выродках, которые мстят за свою неприкаянность и отверженность обществом.

Именно «генеалогичность» очередного опыта режиссера в жанре экранизированного комикса с точной проекцией и разработкой динамичного, яркого, немного комичного и непринужденно развлекательного стиля фантастического приключения по мотивам произведений Боба Кейна, сыграли главную роль в успехе кинокартины.

Вторая серия, уступив более чем в полтора раза по посещаемости, не достигла тех коммерческих высот, которые покорила ее предшественница. Это вполне объяснимо тем, что продолжение комикса неоднородно по своей структуре, многогранно по смыслу, более экстравагантно по ряду художественных решений и открытий, а также являет собой более интеллектуальное и утонченное произведение киноискусства.

При всем при этом, картина «Бэтмен возвращается» была по праву признана лидером сезона, опередив по своим кассовым сборам (практически 20 миллионов долларов) своего ближайшего конкурента «Смертельное оружие - 3». Возможно, этому поспособствовала мощнейшая пиар-кампания, которая предшествовала выходу фильма на большие экраны. Именно благодаря рекламе зрители заранее убеждались в грандиозности павильонов, сооруженных художником Бо Уэлчем, нетривиальности очередных находок и затей специалиста по визуальным эффектам Стэна Уинстона, а также восхищались перевоплощениями не только Майкла, но и Дэнни де Вито, и Мишель Пфайфер, впервые снявшихся в комиксе про Бэтмена.

Кстати, Мишель Пфайфер, с успехом выдержавшая длительное испытание с другими претендентками на роль, смогла снести в комикс не, только, женское обаяние и очарование, внешне довольно-таки привлекательной персоны. Так, в отличие от Ким Бейсингер и ее персонажа журналистки, восхищение Пфайфер основано, прежде всего, на ее неоднозначности, неуловимости, загадочности и глубины женской натуры.

Она представляется зрителю то чрезмерно скромной и закомплексованной секретаршей в очках, то коварно-роковой и импульсивной женщиной-кошкой, чье черное облачение с прорезями для глаз, которые то и дело вспыхивают яркими огоньками, соответствующими страстному рту, приковывают к себе взгляд раз и навсегда. Умело самоиронизируя по отношению к обоим проявлениям своей натуры, актриса не шаржировано и филигранно дает понять то, что и в серой мышке дремлют животные инстинкты, а бойцовая и роковая Женщина-Кошка гибнет без любви и доброго отношения, которое и этой твари также приятно.

Развлекательная лента о схватке белой и черной магий повествует о драме, происходящей в жизни созданий с раздвоенным сознанием, вынужденных жить на перепутье двух реальностей и не способных обрести самих себя в одном из миров.

Финал киноленты неоднозначен: он то ли намекает на необходимое продолжение, то ли следует тоскливо-романтичной моде на что-то паранормальное, проникающее в реальность и терзающее, пожирающее ее изнутри. Можно утверждать, что ставший в то время популярным «твинпиксизм» может появляться как в психологических триллерах, так и в мелодраматическо-мифологическом или пародийно-комиксовом обличье.

Материал был взят из сборника под названием: Книга кинорецензий «3500» автора Сергея Кудрявцева. Эта книга уникальный и своеобразный сборник авторских текстов, написанных в течение 35 лет, в период между 1973 – 2008 годами. Сборник посвящен самым разным кинофильмам и отдельным телесериалам, созданным практически за всю историю кинематографа. Данная книга, без сомнения, создает особый кинематографический контекст, способствующий осмысленному сопоставлению различных кинематографических произведений, порою контрастирующих с повседневной реальностью.