Крупная рыба (Big Fish), 2003

Данный фильм открывает все грани таланта Тима Бертона, заставляющего в своих лучших сценах, которые выражают полет неуемной фантазии любителя выдумок и баек Эдварда Блума, вспомнить о прежнем сказочном и фантазийном кино, снятым самим Тимом в начале его режиссерской карьеры.

Байки Блума о своей молодости будоражат воспоминания о киноленте «Эдвард Руки-Ножницы», главный герой которой также Эдвард, и оказывается он в неком волшебном городе Spectre (в русском прокате – Мираж, в дословном переводе - Призрак), который, несмотря на всю свою загадочность, лишен таинственной мистики, характерной для родного предместья странного персонажа по прозвищу Руки-Ножницы.

Однако и здесь есть свои странные субъекты: низкорослый владелец цирка, то и дело перевоплощающийся в злющего черного пса; Великан с явно деформированной головой; бесследно исчезающая наяда; старуха-ведьма, которая в других эпизодах может оказаться неподвластной возрасту девушкой Дженни, страдающей на протяжении всей жизни от безответной любви к Блуму.

В обеих ролях Бертон снял свою возлюбленную в реальной жизни – британскую актрису Хелену Бонэм Картер. Однако в случае с ее ролью молодой девушки Тим явно промахнулся, пытаясь выдать 37-летнюю Хелену вдвое моложе, чем она есть на самом деле. Вроде бы ерунда….. Но Бертон допускает череду более существенных стилевых промахов, особенно это заметно в «современных сценах», относящихся к концу жизни Блума, когда тот уже должен уйти в мир иной и все никак не может найти в себе силы признаться сыну, в чем был правдив, а чем – привирал.

Даже трогательность сцены прощания с отцом, для которого логично мыслящий Уилл придумывает красиво-утонченную смерть (как для крупной рыбы, вдаль уплывающей вдоль по реке в океан) , не спасла положения: эти драматические эпизоды с больным и пожилым персонажем (английский актер Финни Альберт) выбиваются из привычного представления о фантазийной сказке для взрослой аудитории.

А если принять во внимание, что они являются своего рода лейтмотивными и то и дело перемежаются со всем действием на протяжении ретро-рассказов Эдварда Блума, то становится понятным, почему впечатление от самой картины скачет от одного полюса к другому, словно хаотичный пульс старика-фантазера.

Материал был взят из сборника под названием: Книга кинорецензий «3500» автора Сергея Кудрявцева. Эта книга уникальный и своеобразный сборник авторских текстов, написанных в течение 35 лет, в период между 1973 – 2008 годами. Сборник посвящен самым разным кинофильмам и отдельным телесериалам, созданным практически за всю историю кинематографа. Данная книга, без сомнения, создает особый кинематографический контекст, способствующий осмысленному сопоставлению различных кинематографических произведений, порою контрастирующих с повседневной реальностью.