Биография - Лея Галло из Артбука

Бертон не чувствовал своей принадлежности к тому пригороду, где вырос, никогда. Гораздо в большей степени он идентифицировал себя с разными монстрами, которых видел на экранах, чем с людьми, которые его окружали. Его неудовлетворенность отправлялась в воздух. Мальчик, который находил в рисовании радость для себя, которому нравились самодельные костюмы и фильмы, сделанные на 8мм пленке, вырос, чтобы создать целый ряд знаменитых фильмов, принесших ему славу и известность.

Хотя фильмы известны, его рисунки мало кто узнает. Благодаря ним так выглядят его декорации и персонажи. Эта его страсть к рисованию – гораздо объемнее, чем к фильмам. Она проходит четкой линией через всю жизнь. Рисует он постоянно. Его фильмы – это все же искусство коллективное, которое прошло через руки и умы других людей.

А артбук – это его работы, не несущие на себе чужого влияния, то, что идет напрямую к зрителю от Бертона. Каждый из этих набросков содержит в себе послание, ведь Бертон делал их с разными целями – чтобы сфокусироваться, от чего-то убежать, показать ход своих мыслей. Вся эта хаотичная мозаика, которая передается из головы художника зрителю.

Искусство Бертона – это признание двойственности жизни: непослушное и движущееся, трагичное и красивое, трогательное и забавное.

Бертон может выразить и передать чувство того, какого быть изгоем. Работы этого режиссера освещают самые разные места сознания, являют нам почву совершаемых абсурдных или нелепых поступков. Он ставит перед собой задачу разрушить стереотипы и прославить индивидуальность. Он может взять что-нибудь, что по сути своей пугающе, и несколькими движениями рук сделать это симпатичным и милым.

Его стиль охарактеризовать сложно, но люди все равно пытаются сделать это. Обычно он называется готическим – слово это обобщенное – им непросто описать целый мир который наполнен самыми разными элементами. Длинные и тонкие люди с грустными глазами, живущие совсем рядом со страшными монстрами и скелетами. Засилье красного и черного цветов делает картину еще более броской. Бертон стоит против категоризации себя – говорит, что не собирается быть брендом или лейблом.

Хотя это за него уже сделали люди, создав слово “бертоновский”, характеризующее тех, кто пытается подражать его фантастическому мрачному стилю. Искусство Бертона невозможно описать, не попытавшись рассказать об его внешности – так как она выражает эстетику творчества в той же степени, что и работы. Известные всем вьющиеся волосы – это аналогия его мыслительных процессов, так как они топорщатся в разные стороны и завиваются сами по себе.

Руки его постоянно в движении, непрестанно пробегаются по волосам. Впрочем, это касается не только рук. Какая-то его часть постоянно двигается. Спокойствие – определенно не черта его характера, ему присуща скорость. Одежда его чаще всего черная, легкая и слегка мешковатая. Вопреки наиболее распространенному мнению, он одевает красный и синий, случается, даже голубой. Ему нравятся трусы и рубашки со скелетами, а удовольствие он находит в различных объектах, вроде кукольных глаз – они успокаивают нервы. Огромных размеров очки с темными стеклами прячут глаза от вспышек камер и взглядов людей. На публике он несколько нервозен – стоя постоянно прохаживается, а сидя – в каком-либо углу, бдителен и неразговорчив. С незнакомцами застенчив, с друзьями же разговорчив и спокоен.

В интервью он прекрасен. Остроумен, едок, с прекрасным чувством юмора. Сбивается лишь потому, что его рот не успевает за мозгом. Самое лучшее состояние – во время рисования. Визуальное выражение – самая удобная для него форма коммуникации. Он улавливает то, что слова передать просто не могут, и для него это более быстро. Рисунки Бертона могут выражать идеи распада на кусочки и нервозности в виде мозаичной фигуры, сшитой вместе несколькими стежками.

Искусство Бертона отличается простотой, ясностью, скоростью и экономией. Большинство читающих эту книгу людей, уже имеют определенные знания о Бертоне. Те же, кто интересуется деталями, могут посмотреть иную литературу. К примеру, книгу “Бертон о Бертоне”, написанную лично автором. Для новичков же приложена краткая история.